ISSN 2409-7616

Старовойтова Л.И., Аришина Э.С.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лариса Ивановна  Старовойтова — доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), SPIN-код: 3221-4813 / ORCID ID: 0000-0001-8660-4101 E-mail: starovojtova@list.ru

Элина Сергеевна Аришина — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (Россия, Уфа), SPIN-код: 4319-0747  / ORCID ID: 0000-0001-7995-3792, E-mail: arishina-elina@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена анализу психологической готовности студентов современного ВУЗа к профессиональной деятельности, выявлению особенностей этого процесса. На примере ведения учебной и внеучебной воспитательной работы вуза авторы раскрывают разработанную методику формирования психологической готовности студентов социального университета к профессиональной деятельности. Заявленная проблема рассматривается в контексте ведения таких дисциплин как «Психология деловых отношений», «Теория и практика социального взаимодействия» и возможностей организации внеучебной деятельности студентов социального университета в рамках социально-воспитательной работы факультета, с последующим применением теоретических знаний и практических навыков в различных видах профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется анализу методики формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Данная методика выполняет ряд важных функций, среди которых адаптационная, обучающая, воспитывающая, развивающая и диагностическая. Суть особенностей процесса состоит в том, что в процессе обучения студентов в социальном университете не только раскрываются значимость и перспективы будущей профессиональной деятельности, но и идет погружение студентов в профессиональные ситуации посредством решения профессиональных задач, а так же развитие качеств, способствующих умению работать в команде, формирующих психологическую готовность к труду в социальной сфере в любых условиях, способность творчески подходить к решению профессиональных задач, искать решения и достигать определенные результаты.

Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, методика образовательного процесса, социально-воспитательная деятельность, культурные нормы осознания себя в окружающем мире, профессиональные ценности, профессиональная культура, функции метода формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

 

Литература:

  1. Аришина Э.С. Диагностика психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 134 с.
  2. Аришина Э.С. Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 105 с.
  3. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы проф. образования; учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
  4. Егорычев А.М. Социальное образование в формировании человека и общества / А.М. Егорычев, Н.В. Таржуманян // Вестник экономической интеграции. –2017. – № 11-12. – С. 147-153.
  5. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2013. — № 7. — С. 129-141.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:, Академия. 2004.- 304 с.
  7. Коренюгина Т.Ю. Добровольческая деятельность как условие формирования профессиональных компетенций специалистов по работе с молодёжью / Т.Ю. Коренюгина, О.А. Русая // Учитель и время. – 2014. – № 9. – С. 110-114.
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: методологические основы её анализа // ЦИТИСЭ. 2016. — № 3(7). — С. 19.
  9. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11). — С. 14.
  10. Старовойтова Л.И. Подготовка специалистов социальной работы в условиях реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВПО) третьего поколения // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2013. — № 1. — С. 22-28.
  11. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Преподаватель университета как субъект формирования студентов к профессиональной готовности // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов, 61(4). — Ялта, 2018. — С.11-14.
  12. Технологии социально-психологических тренингов [Текст]. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2001. – 208 с.
  13. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования: сб. матер. круглого стола с международным участием «Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт» / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 79-86.
  14. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. 2016. № 3 (7). — С. 26
  15. .Фомина С.Н. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области социальной работы в условиях многоуровневого образования. – М.: Изд-во ООО «Перспектива». – 2012. – 120 с.
  16. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. 2010. — № 6 (18). — С. 126-129.
  17. Gorlova N.I., Starovojtova L.I., Troska Z.A., Tyapkina T.Y. Model of stress resistance formation in volunteers through participation in the «Sochi 2014» project «Indian Journal of Science and Technology». 2016.