ISSN 2409-7616

Бронникова Л.М.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Лариса Михайловна Бронникова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и прикладной математики Алтайского государственного педагогического университета (Россия, Барнаул), РИНЦ SPIN-код: 1579-6343, E-mail: bronnikova_laris@mail.ru

Аннотация. Предметом данного исследования выступает критическое мышление студентов. В статье обоснована актуальность проблемы развития критического мышления студентов в современной педагогической науке. Проведен краткий ретроспективный анализ возникновения и развития идей критического стиля мышления обучающихся в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке (среднего и высшего образования). В качестве одного из путей решения обозначенной проблемы в высшем образовании автор предлагает использовать выявленные методические условия развития критического мышления студентов, основываясь при этом на компетентностном подходе. Каждое из предложенных условий теоретически обосновано и проиллюстрировано примерами из математических курсов вузовской программы. Большое внимание автором уделено задачному материалу, направленному на становление и развитие критического мышления студентов: выделены типы задач, затронуты методические аспекты работы с ними. Цель исследования достигнута, поскольку эффективность использования выявленных методических условий в образовательном процессе вуза подтверждена проведенной опытно-экспериментальной работой, базу которой составили бакалавры педагогического направления физико-математического профиля. Результаты опытно-экспериментальной работы представлены количественно и проанализированы качественно. Изложенные научные изыскания могут быть полезны преподавателям вузов, учителям школ, студентам педагогических вузов.

Ключевые слова: критическое мышление, уровни развития критического мышления, методические условия развития критического мышления, информационная культура студента, компетентностный подход.

 

Литература:

  1. Агилар Р.Г. Рождение критически мыслящего, удивления и размышления: комментарий к наблюдению Райла / пер. Авдиевой А.В. / Философия — детям. Эмоциональное и рациональное. Материалы Седьмой Международной, Научно-практической конференции. Москва — Санкт-Петербург, 2–6 ноября 2016 г. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2016. С.13-16.
  2. Бронникова Л.М. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения математических дисциплин // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 101-105;
    URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35700 (дата обращения: 26.05.2019).
  3. Бронникова Л.М. Развитие критического мышления студентов посредством использования ментальных карт в учебном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28845 (дата обращения: 26.05.2019).
  4. Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого-педагогический феномен в условиях компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6723 (дата обращения: 26.05.2019).
  5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). М.: Лабиринт, 1999. 192 c.
  6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, Муштавинская И.В. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  7. Калинников Л. А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления // Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С.35-50.
  8. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии: научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). – 2004.- № 2. – С.3-10.
  9. Клаустер Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клаустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2013. — С.5-13.
  10. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И.В. Муштавинская. – СПб.: Каро, 2017. – 144 с.
  11. Педагогические статьи : вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами / А. Я. Хинчин ; под ред. и с предисл. Б. В. Гнеденко; заключ. ст. А. И. Маркушевича и Б. В. Гнеденко. — 3-е изд. — Москва : URSS : КомКнига, 2013. 208 с.
  12. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 26.05.2019)
  13. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.
  14. Терно С.А. Концепция критического мышления в зарубежной педагогике // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26054 (дата обращения: 25.03.2019).
  15. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
  16. Beringer R. E. Historical Analysis. Contemporary approaches to Clio’s craft. New York – Santa Barbara – Chichester Brisbane – Toronto. John Wiley & Sons, 1978. 317p.
  17. Shaver J. P. Reflective thinking, values, and Social Studies textbooks // School reviews. № 73. 1965. p. 226-257.