ISSN 2409-7616

Егорова Ю.Н., Синкина Е.В.,Зотова Т.А., Генварева Ю.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Юлия Николаевна Егорова — доктор педагогических наук, профессор, и.о. декана, заведующий кафедрой «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (Россия, Оренбург), SPIN-код: 8815-9166, E-mail: egorova333@rambler.ru

Евгения Викторовна Синкина — кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора по воспитательной работе и  социальным вопросам, Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (Россия, Оренбург), SPIN-код: 2434-1922, E-mail: sinkina.eug@yandex.ru

Татьяна Александровна Зотова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (Россия, Оренбург), E-mail: mansi80@mail.ru

Юлия Анатольевна Генварева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (Россия, Оренбург), SPIN-код: 7326-6785, E-mail: genvar@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к личности инженера в условиях проведения реформ высшего образования и железнодорожной отрасли. Вхождение молодых специалистов в профессию характеризуется напряженностью, важностью личностного и профессионального становления. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются молодые инженеры путей сообщения, трудоустраиваясь на производство. С помощью проведенных количественных и качественных методов исследования авторами выявлены и классифицированы стадии профессиональной адаптации в профессиональном становлении личности, охарактеризованы этапы профессионального становления специалиста. Цель данного исследования – выявление трудностей в работе железнодорожников, с которыми они сталкиваются в период профессиональной адаптации, чтобы за время обучения в вузе оказать содействие будущим выпускникам в успешной профессиональной адаптации. В качестве выводов и рекомендаций в статье предложены методы и приемы, направленные на формирование профессионально-ориентированной личности. Результаты проведенного исследования могут быть использованы профессорско-преподавательским составом железнодорожных вузов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки инженеров путей сообщения.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессиональное становление,  инженер путей сообщения.

 

Литература:

  1. Андронова Е.А. Социальная адаптация молодежи к региональному рынку труда: социологический аспект: дис. … канд. социол. наук. М., 2004. 186 с.
  2. Бондаренко Н.В. Социально-профессиональная адаптация студентов-иностранцев на этапе предвузовской подготовки // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2006. Т. 3. № 6 (21). С. 77-78.
  3. Власюк Г. Профессиональная и социальная адаптация выпускника //Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 160-162.
  4. Вражнова М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз-предприятие»: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 2005. – 44 с.
  5. Евгеньева Т.В., Усманова З.Р. Особенности влияния цифровых коммуникаций на профессиональную культуру и адаптацию студентов социально-политических специальностей //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6 (36). С. 12-18.
  6. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Формирование адаптивных способностей будущего инженера в образовательной среде технического вуза  //Вестник современных исследований. 2019.  № 2-1 (29). С.31-34.
  7. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин //Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 32-34.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. 3-е изд.стер. М.: Академия, 2009. 240 с.
  9. Матушанский Г.У., Хомочкина С.А. Профессиональная адаптация к научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы на этапах вузовской и послевузовской подготовки // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 4. С. 132-138.1
  10. Митюшникова А.А., Наличникова И.А. Межкультурная коммуникация в профессиональной подготовке специалистов //Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы междунар. науч.-исслед. конф.: Самарский государственный университет путей сообщения, Оренбургский институт путей сообщения — филиал. 2017. С. 33-36.
  11. Парахонский А.П. Профессиональная адаптация преподавателя // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 88-89.
  12. Платонов, К.К. Проблемы способностей /К.К. Платонов — М.: Наука, 1972. — С. 226-227.
  13. Подчалимов М.М. Факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждений спо строительного профиля в условиях производства // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39). С. 182-191.
  14. Русакова Е.И., Синякова М.Г., Слободчикова П.С. Адаптация и дезадаптация персонала: теория и практика: пособие для студентов и слушателей по образовательным программам в области управления персоналом и практических специалистов кадровых служб / науч. ред. М.Г. Синякова; Уральский гос. пед. ун-т.Екатеринбург, 2012. 118 с.
  15. Тарасенко Л.В. Образование и социально-профессиональная адаптация личности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2004. № 2 (126). С. 19-21.
  16. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / под ред. С.Г. Вершловского.- СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 132 с.
  17. Цегельная Н.В. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 128 с.
  18. Чернов Ю.В., Наличникова И.А. Коммуникативная компетенция в профессиональной подготовке железнодорожника //Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы междунар. науч.-исслед. конф.: Самарский государственный университет путей сообщения, Оренбургский институт путей сообщения — филиал. 2017. С. 74-75.