ISSN 2409-7616

Пухаева Е.Г.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Елизавета Гришаевна Пухаева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин,  Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова  (Россия, Владикавказ), SPIN-код: 3224-4270, E-mail: bekoevamarina@mail.ru

Аннотация. Совместное обучение в общеобразовательной школе детей с умственной отсталостью и нормально развивающихся их сверстников требует от руководства школы специально-организованных педагогических условий, обеспечивающих осуществление интегрированного обучения. Учебно-познавательную деятельность с умственно отсталыми детьми необходимо осуществлять с учетом особенностей умственного, психического и психофизиологического развития обучающихся. Дети с нарушением умственного развития ощущают трудности при усвоении основной образовательной программы. Эти трудности связаны с особенностями развития их высших психических функций, которые и являются причиной значительного отставания в познавательном развитии. Ученики обозначенной категории стараются выхватить некоторые части в изучаемом материале, не умея анализировать и обобщать усвоенные знания. Таким детям характерны недостаток внимания, эпизодическая забывчивость, неустойчивость эмоций и другие личностные качества, которые выражены в неумении сосредоточиться на основном объекте, запоминании и воспроизведении внешних, иногда случайно воспринимаемых зрительных признаков, отсутствии целенаправленности деятельности и т.д.

Ключевые слова: умственная отсталость, интеллектуальные нарушения, обучение детей с умственной отсталостью, интегрированное обучение, особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Литература:

  1. Антропов А.П. Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения //Специальное образование. 2016. №4 (44). С. 5-15.
  2. Бутко Г.А., Евтушенко И.В. Примерное содержание рабочей программы дисциплины «Технологии образования умственно отсталых в предметной области «Физическая культура» //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. №1-2. С. 307-312.
  3. Верхотурцева Е.Е. Особенности организации обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в коррекционном учреждении: задачи и практические методы работы //В сборнике: Open innovation. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 158-161.
  4. Гоголева Г.С. Организация процесса обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе сотрудничества с родителями //Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в регионе /Сборник материалов региональной научно-практической конференции. 2009. С. 26-28.
  5. Ермолаев Д.О. Социализация детей с интеллектуальными недостатками развития //Фундаментальные исследования. 2013. №9-1. С. 32-36.
  6. Зайцева Ю.А. Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2-й вариант): проблемы и пути их решения //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 279-290.
  7. Корякова Е.В. Роль семьи в процессе социализации ребенка с умственной отсталостью //Образование и наука в России и за рубежом. 2018. №13 (48). С. 159-165.
  8. Попов В.С. Опыт использования приема пропедевтики в подготовке педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. №3 (24). С. 24-28.
  9. Резникова Е.В. Проблемы подготовки учителей-дефектологов для работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью //Фундаментальная и прикладная наука. 2017. № 3 (7). С. 83-85.
  10. Сарапулова Е.А. Организация процесса обучения индивидуально (на дому) по специальной коррекционной образовательной программе для детей с глубокой умственной отсталостью (из опыта работы) //В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 86-91.
  11. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования //Педиатрическая фармакология. 2012. Т. 9. №6. С. 80-84.
  12. Терехова Т.П. Особенности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях федерального государственного образовательного стандарта //В сборнике: Педагогика XXI века: стандарты и практики. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 339-343.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) https://spl.edusev.ru/activity/fgos/post/145747
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://school.coz.ru/dir/ministerstvo_obrazov
  15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 №273-ФЗ (ред. 25.12.2018) http://www.consultant.ru/document/cons
  16. Хабарова И.В., Сидоренко О.А. Оценка личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями //Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. №7. С. 6-11.