ISSN 2409-7616

Ворначева Н.В.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Наталья Владимировна Ворначева — магистрант 3 курса, психолого-педагогическое направление, Российский государственный социальный университет» (Россия, Москва), E-mail: v497nm@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у него безопасного и здорового образа жизни. В статье рассматриваются факты отклоняющегося поведения подростков, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги и родители. Автор убежден в актуальности комплекса проблем воспитания детей с асоциальным поведением: изучением его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств. Основное внимание в работе автор акцентирует на профилактику девиантного поведения посредством формирования установки на здоровый образ жизни. Так, в педагогике физическая культура и спорт рассматривается как эффективная форма профилактики девиантного поведения у подростков, которая способствует воспитанию нравственно-этических, психических и физических качеств, связанных с формированием гармонично и всесторонне развитой личности.

Ключевые слова:  безопасность и сохранение здоровья человека, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, трудные дети, профилактика, социальные болезни, факторы риска.

 

Литература:

  1. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. Всероссийской научно-практической конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. 2017. — С. 68-75.
  2. Гордин А.Ю. Наказание и поощрение в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1989. – 200 с.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  4. Змановская Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2012. – 352 с.
  5. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3 (3). — С. 15.
  6. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. 2016. — № 1(5). — С. 38-45.
  7. Егорычев A.M. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. — № 1. — С. 37-42.
  8. Квитковская А.А., Береза Н.А. Создание инклюзивной образовательной среды в массовой образовательной школе // Инклюзивная образовательная среда и ее развитие: сб. научных трудов / под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2018. — С. 84-94.
  9. Лишин О.В., Лишина, А.К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): монография. – М.: АПКиППРО, 2009. – 316 с.
  10. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебно-методические материалы. – М., 2003.
  11. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011. № 11 (77). — С. 208-222.
  12. Мардахаев Л.В. Неформальное, естественное воспитание подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. 2018. — №3 (16).
  13. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. № 1 (1). — С. 16.
  14. Миннегалиев М.М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: матер. Междунар. Науч.- практ. конф. – Уфа, 2010. — С. 313-315.
  15. Мурзина И.Я. Ценности героико-патриотического воспитания в современных условиях // ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14).
  16. Новичкова Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. к.п.н. – Челябинск, 2009. – 184 с. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sredstvami-fizicheskoi-kultur.html (дата обращения 7.12.2018).
  17. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ. ред. Ю.А. Клейберга, Г.В. Юдаковой. – Ульяновск, 2004. – 416 с.
  18. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова, Л.В. Мардахаев, Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская, С.С. Рунов, С.Н. Фомина, Е.А. Князькова, Т.Е. Быковская, Н.А. Береза; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2017. – 232 с.
  19. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками // Педагогическое общество России. – 2003. – 128 с.
  20. Федосеева И.А. Принципы национального воспитания в русской культуре // Вестник экономической интеграции. 2012. — № 8 (52). С. 174-176.