ISSN 2409-7616

Макаренко В.С.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Виталий Сергеевич Макаренко — заместитель начальника факультета переподготовки и повышения квалификации, Новосибирское высшее военное командное училище (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 4471-7306; E-mail: makvit3101@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются теоретические вопросы формирования и развития активной позиции защитника Отечества, которые, по мнению автора, связаны с развитием системы патриотического воспитания личного состава Вооруженных сил России. Уточняется современное понимание «активности личности и позиции специалиста». Автор приходит к выводу о том, что существует необходимость выявления современного содержания понятия «активная позиция офицера российской армии». В результате многолетнего исследования, приходит к пониманию, что активная позиция офицера Российской армии является совокупностью избранных им мировоззренческих, профессиональных, морально-нравственных и иных установок и ориентаций, обеспечивающих успешное исполнение социально-профессиональной роли офицера – защитника Отечества. Представляет структуру активной позиции российского офицера, которая включает элементы (общественная активность, профессиональная активность, государственно-патриотическое мировоззрение, профессионально-ориентированные морально-этические установки). Все элементы активной позиции тесно взаимодействуют, оказывая, влияние друг на друга. Осуществленный в исследовании с диалектико-материалистических позиций сущностный и структурный анализ позволил определить активную позицию защитника Отечества в качестве философско-социологической категории, обозначающей сложное, интегральное качество личности, структуру которого составляет единство ценностно-мотивационного и практически-деятельностного компонентов, характеризуемое определенной направленностью, целостностью и относительной устойчивостью, в которых отражается характер общественного строя и общий уровень развития личности.

Ключевые слова: Вооруженные силы России, активная позиция защитника Отечества, военная педагогика, российское офицерство, морально-этические установки.

 

Литература:

  1. Архангельский Л.М. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к труду на благо общества – основная задача нравственного воспитания молодого пополнения // Советская педагогика. — 1977. — № 1. — С. 94–105.
  2. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ № Пр-2976 от 25.12.2014 // Российская газета. — 2014. — № 298. 30 дек.
  1. Военная педагогика: учеб. для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2014. — 640 с.
  2. Военная педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А. Башлакова. – М.: Изд. дом «Красная Звезда», 2003. — 504 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М.: Изд-во «Астрель», 2005. — 510 с.
  4. Дашина Н.С. Психология и педагогика. — М.: СГУ, 1999. — 55 с.
  5. Егорычев А.М., Ткаченко А.В. Межнациональное общение и взаимодействие: составляющая профессиональной подготовки специалистов таможенного дела // Ученые записки РГСУ. 2016. Т. 15. — № 1(134). – С. 102-110.
  6. Егорычев А.М., Буксикова О.Б. Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 11 (74). С. 13-17.
  7. Егорычев A.M. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. — № 1. — С. 37-42.
  8. Киров С.М. О молодежи. — М.: Политиздат, 1970. — 84 с.
  9. Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский; 16-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 574 с.
  10. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина: сост. Э.М. Корнеева, Н.Ф. Наумова. — М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  11. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч. — М.: Политиздат, 1965-75. — Т. 41. — С. 298.
  12. Лукашевич Н.П., Солодков, В.Г. Социология образования: конспект лекций. — Киев: МАУП, 1997. — 224 с.
  13. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. — № 1(1). — С. 16.
  14. Мардахаев Л.В Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011. — № 11(77). — С. 208-222.
  15. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения / К. Маркс, Ф. Энгельс: В 3-х т. — Т. 1. — М.: Политиздат, 1986. — 635 с.
  17. Материалы XXV съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  18. Немов Р.С. Общая психология: учебник. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. — 400 с.
  19. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского язык / РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова; 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. — 944 с.
  20. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. — М., 1996. — 255 с.
  21. Петровский А.В. Введение в общую психологию. — М.: Академия, 1995. — 437 с.
  22. Поташник М.М. Формирование активной жизненной позиции школьника. — М.: Изд-во «Связь», 1980. — 152 с.
  23. Пономарчук Н.Д. Формирование активной жизненной позиции подростка в клубных объединениях по интересам: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Киев, 1991. — 22 с.
  24. Титов В.А. Активная жизненная позиция личности. — М.: Знание, 1978. — 64 с.
  25. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие. — М.: «Проспект», 1999. — 472 с.
  26. Филиппов В.М. Я сверил свои часы // Советская Россия. — 1998. — 17 декабря.
  27. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1983. — 350 с.
  28. Information support of the professional training of educational psychologists: implementation and development prospects / Egorychev А.М., Akhtian A.G., Seitbattalova A.S., Chelysheva Yu.V., Levina I.D. — Man in India. 2017. Т. 97. — №16. — С. 199-212.