ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С.

СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕЁ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Александр Михайлович Егорычев — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва); ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7497-4508; SPIN-код: 2557-4037; E-mail: chelovekcap@mail.ru

Анна Гогиевна Ахтян — кандидат педагогических наук, начальник отдела организации научно-исследовательской деятельности Научно-исследовательского института перспективных направлений и технологий, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва); SPIN-код: 6380-6127; E-mail: AhtyanAnna@mail.ru

Александр Сергеевич Кретинин — генеральный директор, председатель правления РОО «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы» (Россия, Москва); SPIN-код: 8090-6270; E-mail: cit-sr@mail.ru

 Аннотация. В статье рассматриваются вопросы: сущности и содержания педагогического феномена среды, выявляются исторические основы её изучения, взаимоотношение личности и окружающей её среды, демонстрируется её роль в воспитании подрастающего поколения. Авторы выявляют и объясняют возросший интерес исследователей к феномену среды, её роли и значимости в организации воспитательно-образовательного процесса в системе отечественного образования. Представлены различные средовые теории и концепции, существующие в современной педагогической науке, которые разработаны с различной степенью научной обоснованности, практической применимости, в различной степени обеспечивающие решение соответствующих вопросов проблемы исследования. Анализ понятия «среда», существующих в отечественной науке концепций, подходов и теорий, касающихся воспитательно-образовательной среды, позволило авторам придти к заключению о том, что для педагогической среды характерны стабильные процессы, реализуемые в виде интегрированных педагогических инноваций и традиций. Процессы зависят от внутренних и внешних факторов, влияющих на их содержание, где инновация становится традицией, традиция может стать новацией при определенных условиях.  Данная концепция актуальна для определения роли воспитателей и педагогов в развитии культурной среды образовательной организации, ее компонентов, сущностных характеристик и механизмов развития.

Ключевые слова: среда, социокультурная среда, воспитательная среда, воспитание средой, социальная педагогика, социальное пространство.

 

Литература:

  1. Aхтян A.Г. Народная культура как средство coциaльнo-личнocтнoгo paзвития дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa // Яpocлaвcкий пeдaгoгичecкий вecтник. Ярославль: Изд-вo ЯГПУ им. К.Д. Ушинcкoгo. – 2012. – № 4. – C. 28-32.
  2. Ашбинадзе Ш.Г. Об уровнях социализации / Труды Тбилисского университета. Т. 222. – Тбилиси, 1981. – С. 105-107.
  3. Бобнева М.И. Социальная норма и регуляция поведения. – М.: Наука,1978. — С. 112-125.
  4. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. – М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. – 464 с.
  5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968. — 268 с.
  6. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие / под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов н/Д, 1995. – 172 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  8. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. 2016. — №. 1(5) — С. 38-45.
  9. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. 2016. — № 5. – С. 78-84.
  10. Егорычев А.М. Социальные основания ценностных смыслов российской культуры // Вестник экономической интеграции. – 2008. — № 2 (7). — С. 8-16.
  11. Иванов А.В. Культурная среда образовательного учреждения: учебное пособие. – М., 2006. – 325 с.
  12. Иванов А.В. Педагогика социальной среды как отрасль социальной педагогики: монография. – М.: АПКиППРО, 2011. – 320 с.
  13. Заблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2(4). – С. 3-14.
  14. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. – 2000. – № 10. – 272 с.
  15. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  16. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  17. Мардахаев Л.В. Педагогика среды: учеб. пособ. – Новосибирск, 2009.
  18. Мелик-Гайказян И.В. Критерии определения границ в образовательном пространстве // Высшее образование в России. – 2009. – № 10. – С. 81-91.
  19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: «Русский язык», 1989. – 921 с.
  20. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. – 2003. – № 1. – С. 29-31.
  21. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. – СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2004.
  22. Ушинский К.Д. Воспитание человека. – М.: Издат. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
  23. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Собр. соч. Т. 8. – М.-Л., 1950. – 776 с.
  24. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. — М.: Дрофа, 2005.
  25. Цукер А.А. Образовательное пространство школы // Управление школой. – 2004. – № 27-28. – С. 31-35.