ISSN 2409-7616

Иванов А.В.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Александр Владимирович Иванов — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (Россия, Москва), SPIN-код: 2422-2873; e-mail: aivanov7@rambler.ru

 Аннотация. В статье рассматриваются история становления педагогики социальной среды как теоретической как области знания социальной педагогики, взаимосвязь духовных ценностей и их влияние на развитие культуры, взаимосвязь культуры, среды и образования, культурная среда в контексте культурной парадигмы образования, концептуальные положения проблемы развития культурной среды общеобразовательной организации, феномен культурной среды школы как вида социальной среды, ее структура, закономерности и принципы, этапы и  механизмы развития. Автор приходит к выводу о том, что духовные ценности определяют качество культурной среды школы. В культурной среде школы создаются уникальные взаимоотношения, построенные в процессе общения и взаимодействия ее субъектов, основанные на помощи и поддержке, закодированные в символах учреждения, его традициях. Эти отношения влияют на развитие лучших человеческих качеств и способностей, востребованных не только для процветания общества, но и в процессе планетарной эволюции.

Ключевые слова: педагогики социальной среды, культурная среда образовательной организации, духовные ценности – истина, любовь и красота, социальная среда, закономерности, принципы.

 

Литература:

  1. Бокуть Е.Л. Изучение стремления к саморазвитию как профессионально значимого качества будущих психологов образования // Самореализация личности в межкультурном пространстве: матер. Международной научно-практической конф. (Москва, РУДН, 24-25 мая 2012 г.) / ред. С.И. Кудинов. — М.: РУДН, – С. 132-136.
  2. Губина Е.В. Учитель и проблемный ребенок: особенности взаимодействия: Учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2009. – 66 с.
  3. Иванов А.В. Развитие культурной среды школы как педагогический процесс / Ученый записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.4. — М.: МГПИ, 2006. – 484 с. – С. 23-33.
  4. Иванов А.В. Педагогика среды: учебн. пособие для студ. высших педагог. учебных заведений. – М.: АПКиППРО, 2011. – 342 с.
  5. Комарова О.Н. Изучение социального здоровья современных подростков // Проблемы современной науки и образования. – – № 5 (23). — С. 102-106.
  6. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — М.: Народное образование, 2000. — СПб. №10. — 272 с.
  7. Львова С.В. Профессиональная мотивация педагогов образовательного учреждения // Системная психология и социология.   — № 3(15). — С. 54-62.
  8. Львова С.В. Профессиональная мотивация студентов и компетентностный подход // Психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода: матер. научно-практич. Конф. с международным участием. 2011. — С. 97-101.
  9. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Исследование социально-психологических особенностей организационной культуры в образовательных системах // Социальное воспитание: системный подход: сб. научных статей / Под ред. А.В. Иванова. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. — C. 58-65.
  10. Рычихина Э.Н. Информационное обеспечение исследования системы управления образовательным учреждением // Инновации в образовании. 2003. — № 6. — С. 63-69.
  11. Рычихина Э.Н. Модель управленческого мониторинга инновационного образовательного учреждения // Социология образования. 2009. — № 9. — С. 57-63.
  12. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева, А.Б. Белинская, М.В. Вольфман, С.В. Жундрикова, М.И. Макаров, др. — М., 2013. – 424 с.
  13. Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. 2013. — № 8. — С. 109-118.
  14. Челышева Ю.В. Педагогические условия профилактики безнадзорности и беспризорности подростков в специальных общеобразовательных учреждениях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский гуманитарный университет. Москва, 2009.
  15. Шилова Т.А. Волевая активность как фактор усиленной самореализации // Самореализация личности в межкультурном пространстве: матер. Международной научно-практической конф. / Научный ред. С.И. Кудинов. 2012. — С. 113-119.