ISSN 2409-7616

Мурзина И.Я.

ЦЕННОСТИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ирина Яковлевна Мурзина —доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий, Миссионерский институт, старший научный сотрудник, (Россия, Екатеринбург), SPIN-код автора: 512-9373, e-mail: ekb-ural@yandex.ru,

Аннотация. Героико-патриотическое воспитание современные педагоги рассматривают как важный компонент патриотического воспитания детей и молодежи. Обращение к военной героике для молодого человека – это возможность пережить, восхититься и захотеть стать похожим на героев прошлого.  В воспитательных программах военного образования (кадетских классов, суворовских и нахимовских училищ, военных училищ) героико-патриотическое воспитание занимает приоритетные позиции. В статье раскрываются формы приобщения к героическому прошлому. Особое место уделяется ценностям казачьей культуры. Автором проблематизируется современная ситуация, связанная с героико-патриотическим воспитанием: неоднозначность оценок исторических событий, кого из современников можно отнести к современным героям, какие формы работы адекватны современности. Делается вывод о новом «измерении» героико-патриотического воспитания в условиях становления гражданского общества – гуманистическом, определяются задачи педагогов – заинтересованность обучающихся, их стремление к познанию сложного мира, в котором они живут.

Ключевые слова: героико-патриотическое воспитание, современное образование, отечественная история, казачья культура, ценности.

Литература:

  1. Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников. 2005. — № 10. — С. 2-6.
  2. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание в образовательном процессе патриотических объединений. Вып. 2. – М. 2014.
  3. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с.
  4. Егорычев А.М. Русская культура как основание развития отечественного профессионального образования (конец XVII-начало XVIII вв.) // ЦИТИСЭ. 2015. — № 2. — С. 23.
  5. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В. Воспитание подрастающего поколения в условиях современной России: учет традиций российского казачества // Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. — № 3 (4). — С. 171-175.
  6. Егошина Н.Г. Гражданско-патриотическое воспитание в Республике Марий Эл // Pedagogical Journal. 2013. № ½. — С. 85-96. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2013-1/5-egoshina-nadezhda-germogenovna.pdf (дата обращения 20.01.2018 г.)
  7. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. – 166 с.
  8. Карлейль Т. Теперь и прежде / Сост., подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. – М.: Республика, 1994.
  9. Кларин M.В. Гуманистическая педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1996. Т. 1.
  10. Лесняк В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дис. … д-ра пед. наук – Магнитогорск, 2006.
  11. Лопуха А.Д. Будущее России: состояние, проблемы, перспективы (социально-политические размышления). // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3. — С. 9.
  12. Лопуха Т.Л Информационные технологии в гражданском воспитании молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. — № 8. — С. 275-279.
  13. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: Учебное пособие. — М., 2016. – 120 с.
  14. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  15. Мурзина И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики: учебно-методическое пособие для педагогов. С электронным приложением. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017.
  16. Огоновская И.С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017.
  17. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учебное пособие / Быков А.К. и др.; под ред. А.К. Быкова и В.И. Лутовинова. – М., 2010.
  18. Тазетдинова М.Н., Буевич О.Е. Проведение международных героико-патриотических фестивалей детского и юношеского творчества как средство воспитания подрастающего поколения // Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования): матер. I научно-практической конф. – М.: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2016. — С. 383-386.
  19. Федосеева И.А. Особенности формирования русского характера // Alma mater. — № 8. — С. 91-96.