ISSN 2409-7616

Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М., Добродомов Р.Н.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ирина Александровна Федосеева — доктор педагогических наук Новосибирский государственный педагогический университет, (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 7233-4382, AuthorID: 754279, E-mail: fedoseevairina60@gmail.com

Юлия Михайловна Перевозкина — кандидат психологических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет, (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 2577-1927, AuthorID: 633652, E-mail: per@bk.ru

Роман Николаевич Добродомов — полковник, Новосибирский военный института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, (Россия, Новосибирск), E-mail: dobrodomov@vivv.nsk.ru

Аннотация. Актуальность работы обусловлена новым этапом международного и экономического развития России, ростом Российского государства в обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. Целью статьи является исследование как ценности среди учащейся молодежи кадетов и курсантов. Постулируется, что смыслы и ценности родового базиса культуры, позволяющий не просто выживать ее народу, но и успешно развиваться личности, наделенной нравственным самосознанием и сформированной на традициях, идеалах, начинающей творить мир в контексте патриотических чувств. В этой связи было проведено исследование феномена патриотизма посредством анкетирования 150 курсантов и кадетов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов связанных с патриотизмом. Для построения психосемантического поля понятия патриотизм и его ассоциативного ряда использовался частотный анализ. По результатам исследования было получено психосемантическое поле понятие патриотизм, ядром которого выступило определение «Любовь к Родине» (70 %), при незначительном вкладе всех остальных определений. Результаты применения частотного анализа к ассоциативному ряду позволили выделить шесть интерпретируемых кластеров включающих от восьми до трех ассоциаций, связанных с символами государства, эмоционально-ценностными характеристиками, военно-профессиональной направленности. Анализ полученных результатов, позволил авторам сделать вывод о неразрывной связи патриотизма с Родиной во всех ее проявлениях.

Ключевые слова: патриотизм, психосемантическое пространство, кадеты, курсанты, студенты, молодежь, образование.

Литература:

  1. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1986. — 480 с.
  2. Егорычев А.М. Теоретические основания интеграции этнокультурных традиций в системе образования России: монография. — Новосибирск: СО РАН, 2006. 315 с.
  3. Казначеев В.П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века. Сб. статей и докладов В.П. Казначеева (2007-2012гг. / под ред. А.В. Трофимова. Сост. В.В. Ромм, С.В. Чиркова. — Новосибирск: ЗСО МСА, 2012. — 388с.
  4. Коджаспирова Г.М. Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
  5. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
  6. Острогорский В.П. Письма об эстетически-литературном образовании // Вестник воспитания. 1890. — № 5. — С. 12-35.
  7. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б., Дмитриева Н.В. Архетипические основания сказочных персонажей // Вестник педагогических инноваций. 2013. — № 1 (31). — С. 35-46.
  8. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1952. — 701 с.
  9. Письмо А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву / на франц. яз. 19окт. 1836 г. ПСС в 10 томах. Т.1. — С. 307-308.
  10. Спирин А.В. Система ценностей личности как фактор сплоченности коллектива (на примере рот курсантов военного института): автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2016. — 26 с.
  11. Степанищев А.Т., Хасанов Р.Ш. Патриотизм — один из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 год // Вестник военного университета. 2010. — № 2 (22) — С. 11-15.
  12. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  13. Устав внутренней службы ВС СССР. 1968. — С. 207.
  14. Федосеева И.А. Особенности формирования русского характера // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. — № 8. — С. 91-96.
  15. Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М. Феномен патриотизма сквозь призму психосемантического пространства современной молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. — № 2 (144). — С. 303-311.