ISSN 2409-7616

Подзорова С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ (ЯЗЫКОВЫХ) ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Светлана Владимировна Подзорова — кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирского государственного педагогического университета, SPIN-код: 5368-2104, e-mail: svetlana.podzorova@yandex.ru, (Россия, Новосибирск)

 Аннотация. В статье рассматриваются теоретические (философские, психолого-педагогические, лингвистические) положения таких ученых, как Г.В.Ф. Гегель, М.К. Мамардашвили, В.В. Зеньковский, П.Я. Гальперин др.) применимые к по процессу формирования универсальных учебных действий (метапредметных) в начальной школе на основе усвоения младшими школьниками грамматических (языковых) понятий. Понятие становится личным для индивида, только через опыт отношения с «иным», что напрямую связано с интересом (двигателем познавательной активности), состоянием, структурой сознания. Нельзя усвоить любое предметное содержание на сознательном уровне, если обучающийся не выполнял мыслительные операции, не регулировал свою деятельность, не осуществлял коммуникацию в процессе его освоения. Также и содержание является тем смысловым полем, которое позволяет осваивать, применять учащемуся универсальные учебные действия. Обучающийся, в процессе усвоения грамматического понятия, осваивает новое действие через единство операций внешних, предметных действий и смысловых, таким образом, преобразуя предмет и самоизменяет себя. Понимание теоретических основ поможет учителю осознанно осуществлять процесс формирования грамматического понятия и метапредметных действий у младших школьников.

Ключевые слова: начальная школа, понятие, грамматическое (языковое) понятие, универсальные учебные действия, сознание, самосознание, разум, структура сознания, действие (ориентировочная, исполнительская части), познавательная активность.

Литература:

  1. Берков В.Ф. Понятие. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред., сост. А.А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харверст, Современный литератор, 2001. − 1312 с.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное издание / П.Я. Гальперин. – изд.4-е. – М.: АСТ: КДУ, 2007 – 400 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Изданная Людвигом Боуманом. Перевод с нем. В. Чижова. −М.: Типография Семенова, 1864. − 414 с.
  4. Громыко Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике: монография. − М.: Пушкинский институт, 2009. − 360 с.
  5. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. − М.: Канон +, 1997. − 560 с. (История философской мысли в памятниках).
  6. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизическое рассуждение о сознании, символе, языке. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997, − 224 с.
  7. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. − 483 с.
  8. Подзорова С.В. К вопросу о формировании универсальных учебных действий в процессе изучения орфографии в начальной школе // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: матер. XXI международной научно-практической конференции (24–25 декабря 2014 г., Москва. – М.: Изд-во Институт стратегических исследований, 2014. – 316 с.
  9. Подзорова С.В. Основные положения формирования универсальных учебных действий младших школьников // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / Гл. ред. О.Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интеркативплюс», 2016. — 276 с.
  10. Подзорова С.В. Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. – М.: Изд. дом «Образование и наука». 2015. – №1-2. – С. 4-12.
  11. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в период обучения грамоте // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием (17 –18 апреля 2014 г.). — Новосибирск: НГПУ, 2014. – Часть 1. – 231 с.
  12. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Состав слова» в начальной школе // Смальта. ─ Новосибирск. – №3. — С. 80─83.
  13. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения графики в период обучения грамоте / Смальта. — Новосибирск − 2014. – №5 – С. 115−117.
  14. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Морфология» в начальной школе // Мастерство педагога и инновации в образовании: матер. II Международной научно-практической конф. 15июля 2015 г. – М.: Изд-во Институт стратегических исследований, 2015. — № 8(3) – 83 с.
  15. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе // Символ науки. ─ Уфа. 2015. ─ № 6. ─ С. 280-284.
  16. Ушакова Е.В. Оценочные средства для проверки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников (на материале дисциплины «русский язык») // Развитие человека в современном мире. – 2014. – №2. – С. 235-240.
  17. Ушакова Е.В. Средства формирования УУД младших школьников (метапредметные результаты) при работе с текстом на уроках русского языка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара / Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. – Новосибирск: Изд-во: НГПУ, 2016. −264 с.