ISSN 2409-7616

Сарычев А.С.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Александр Сергеевич Сарычев — доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены и медицины Северного государственного медицинского университета, (Россия, Архангельск), SHIN-код: 5539-1073; e-mail: k69069@yandex.ru

 Аннотация. Рассматриваются вопросы построения компетентностной образовательной модели высшего образования, в соответствии с новыми требованиями профессиональных и образовательных стандартов. Разработка включает новые модели выпускников; новые модели подготовки их на базе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), характерной особенностью которых являются требования обеспечения компетентностно-ориентированного подхода, фундаментальности и универсальности образования. Автор считает, что формирование новых моделей выпускников, оценивание их компетенций, возможно только при условии создания новой образовательной среды вуза, призванной стимулировать развитие профессорско-преподавательского состава в направлении овладения новыми методами и образовательными технологиями, организационными формами и оценочными средствами. Новая компетентностная модель подготовки специалиста по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования отличается от традиционной модели целевой функцией образования, которую формулируют как готовность специалиста успешно вести профессиональную деятельность на основе полученных знаний, умений и личностных качеств. В соответствии с новой моделью подготовки меняется и состав организационных и учебно-методических документов, образующих основные образовательные программы вуза.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, образовательный процесс, высшее образование, образовательная модель, образовательная среда вуза.

Литература:

  1. Габдрахимова Л.А., Бухмин В.С., Балашова Е.Я., Соколова Е.А., Фатхуллова К.С. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования // Вестник Казанского энергетического университета. 2012. — № 3. Т.6. — С. 139–145.
  2. Девятова И.Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. — № 2. Т. 8. — С. 47–58.
  3. Егорычев А.М. Современная российская система образования: контекст духовных традиций // Современные научные исследования. 2012. — № 6 (3). — С. 7.
  4. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. 2012. — № 8 (52). — С. 167-173.
  5. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Образование и общество: проблемы развития высшего профессионального образования начала XXI века // Социальная педагогика в России.  — № 4. — С. 7-15.
  6. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Реализация компетенций в системе высшего педагогического образования: возможность использования смыслов и ценностей российской культуры // Вестник экономической интеграции. 2014. — № 3 (72). — С. 97-103.
  7. Козловская С.Н., Шимановская К.А. Влияние особенностей подростков на выбор способов разрешения межличностных конфликтов // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. — С. 26.
  8. Козловская С.Н., Шимановская К.А. Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. — С. 18.
  9. Лопатина Я.В. Гуманизация образовательного процесса в высшем учебном заведении // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. — № 10. — С. 120-122.
  10. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  11. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11).
  12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: методологические основы её анализа // ЦИТИСЭ. 2016. — № 3 (7).
  13. Опрятов В.И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. — № 5. — С. 457–459.
  14. Сарычев А.С., Шимановская Я.В. К вопросу о научно-исследовательской работе студентов // Учебный процесс: теория, методология, практика: матер. I Всероссийской научно-практической конф. 2015. — С. 228-232.
  15. Старовойтова Л.И.,  Козловская С.Н.,  Шимановская Я.В.Социальное образование в современный период // Человеческий капитал. — 2014. — № 12 (72). — С. 72-76.
  16. Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В. Ресурсы и факторы инновационного развития подготовки специалистов социальной сферы // Человеческий капитал. 2014. — № 11 (71). — С.16-20.
  17. Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В., Шимановская К.А. Организованный досуг как средство восстановления здорового образа жизни пожилых людей // Человеческий капитал. 2015. — № 8 (80). — С. 35-38.
  18. Тарасенко О.В., Димиденок Ж.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза // Молодой ученый. 2014. — №1. — С. 579-581.
  19. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. 2010. — — № 6 (18). С. 126-129.
  20. Шимановская Я.В. Организация воспитательной работы в Северном государственном медицинском университете // Экология человека 2007. — № 52. — С.45-48.
  21. Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and Education in the Early of XXIth Century: Integration of Tradition and Innovation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. С. 82-91.
  22. Egorychev A.M. National spiritual traditions in the formation of the russian system of education // Russian Education and Society. 2011. Т. 53. № 5. — С. 12-22.