ISSN 2409-7616

Аникеева О.А., Сизикова В.В., Фомина С.Н.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Ольга Александровна Аникеева — кандидат исторических наук, доцент Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 4084-6409 ; e-mail: AnikeevaOA@rgsu.net

Валерия Викторовна Сизикова — доктор педагогических наук, профессор, декан факультета социальной работы Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 8026-9211; e-mail: SizikovaVV@rgsu.net

 Светлана Николаевна Фомина — доктор педагогических наук, профессор Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 3098-2198; e-mail: FominaSN@rgsu.net

Аннотация. В статье рассматривается социально-педагогическое образование как часть социального образования современной России. Отмечается, что социально-педагогическое образование сформировалось в нашей стране как самостоятельное направление профессиональной подготовки в конце ХХ в. Анализируя тенденции развития социально-педагогического образования в современной России, авторы делают вывод о том, что в настоящее время есть востребованность кадров социальных педагогов. Сегодня необходимы социальные педагоги разного профиля подготовки: для работы с детьми дошкольного возраста, в системе дополнительного образования, для работы с детьми и подростками с ограничениями возможностей здоровья. Большое развитие получают территориальные и средовые программы для работы с безнадзорными детьми и подростками, а также волонтерские программы, которые нуждаются в профессиональном руководстве и сопровождении.

Ключевые слова: социальное образование, социально-педагогическое образование, тенденции, профессиональная подготовка социальных педагогов.

Литература:

  1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. 2003. — № 9 – С. 23-27.
  2. Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 79-86.
  3. Гурьянова М.П. Созидательная миссия социальной педагогики в современном обществе // Педагогика. — 2011. — № 5. — С. 36-44.
  4. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация начала XXI века: философские и социокультурные основы построения стратегии социального развития // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. — № 1 (128). — С. 78-89.
  5. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Образование и общество: проблемы развития высшего профессионального образования начала XXI в. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2014. № 4. С. 7-15.
  6. Кирдяшова Е.В., Королева А.Ю. Проблема профессионального самоопределения бакалавров педагогического образования в вузе // ЦИТИСЭ. 2015. — № 1. — С. 29.
  7. Князькова Е.А., Балханова Е.А. Профессиональное и личностное развитие студентов социального вуза // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 6 (133). С. 24-31.
  8. Липский И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики // Педагогика. 2001. — № 10. С. 18-23
  9. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011. № 11 (77). С. 208 -222.
  10. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Современные педагогические парадигмы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. № 24. — С. 146-152.
  11. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности. Учебное пособие для студентов. – М., 2016.
  12. Митяева А.М., Фомина С.Н., Кирдяшова Е.В. Проблема национальной идентичности и национального образования в трудах представителей российского зарубежья // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71). — С. 253-257.
  13. Ростовская Т.К., Фомина С.Н. Профессиональное образование специалистов по работе с молодежью: генезис развития // Вопросы управления. 2016. № 1 (19). — С. 230-239.
  14. Ростовская Т.К., Фомина С.Н. Современный этап развития системы профессиональной подготовки кадров сферы молодежной политики. В сборнике: Социальные технологии работы с молодежью: новое время — новые решения Материалы межвузовской научно-практической конференции. Сборник научных статей. Под редакцией Ростовской Т.К., Фоминой С.Н. 2016. — С. 214-217.
  15. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Стандарт профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: к новому качеству социального образования и социальной защиты населения // Вестник социальной работы. 2013. № 1. — С. 61-67.
  16. Сизикова В.В., Аникеева О.А., Шимановская Я.В., Копнина О.О. Интеграция стандартов социального образования и стандартов профессиональной деятельности в социальной сфере. В сборнике: Science and Practice: new Discoveries Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur’eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2015. — С. 872-880.
  17. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С.Социальная модель непрерывного профессионального социального образования. Монография. Москва, 2009.
  18. Социальная педагогика как наука, профессиональное образование и сфера социальной практики: материалы Международного форума ведущих специалистов в области социальной педагогики 22-23 марта 2012 г. /Науч. ред. В.М. Басова, А.Б. Белинская, В.Г. Бочарова /ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Издательство «Современное образование». – 2012.
  19. Фомина С.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов социальной сферы по работе с молодежью Москва, 2013.
  20. Sorikhina V.P., Fomina S.N. The essential characteristic of research activity of bachelors on direction “organization of work with youth”// Contemporary Problems of Social Work. 2016. Т. 2. № 1 (5). — С. 157-162.