ISSN 2409-7616

Орлова В.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Вера Вениаминовна Орлова —  доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, (Россия, Томск),  SPIN-код: 6305-8140, AuthorID: 216499, e-mail: orlova_vv@mail.ru

 Аннотация. В статье рассматривается категория гражданская позиция, которая представляется свойством интегративным, структурным и многокомпонентным, развивающимся и претерпевающим трансформации. Предметом исследования выступают условия становления гражданской позиции, создаваемые через организацию особой воспитательной среды. Основным источником эмпирических данных стал опрос учащихся г. Томска в количестве 125 человек. В качестве экспертов выступили преподаватели школ.

Ключевые слова: гражданская позиция, социальная активность, компоненты, нравственные качества, уровень культуры.

Литература:

  1. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
  2. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. — № 8-9. — С.104–105.
  3. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: матер. Междунар. семинара. СПб., 1997. С. 66–68.
  4. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. — № 1. — С. 151–159.
  5. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. — № 1. — С. 167–170.
  6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. – 300 с.
  7. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам : дис.канд. пед. наук. Волгоград, 2005. — 208 с.
  8. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. канд. пед. наук. — Киров, 2005. — 214 с.
  9. Липай Т.П., Волкова О.А., Жиленкова О.А. Средства массовой информации в формировании ценностей и стигм у старшеклассников 
//
 Социология образования. 2015. — № 19 — С. 71-75.
  10. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. — 254 с.
  11. Смирнов В.А. Савченко Д.С. Формы гражданской активности студенчества в современной России //
 Социология образования. 2014 — №2 С. 68-82.
  12. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис. канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 267 с.
  13. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 45–51.
  14. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг.: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991. — 18 с.