ISSN 2409-7616

Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю.

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛАХ И ВУЗАХ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.06

УДК 378.14

Мардахаев Л.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: mantissa-m@mail.ru, Варламова Е.Ю.2 (Москва, Россия) — E-mail: ev302@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

2Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация. Статья обращается к проблеме определения направлений и форм реализации лингвокультурного содержания в образовательном процессе вуза, нацеленном на профессиональное и личностное развитие студента в процессе изучения иностранных языков. Целью выступает выявление путей и форм личностного и профессионального развития обучаемых в образовательном процессе, организованном для их подготовки к межкультурной коммуникации. В решении поставленных задач опорой послужили следующие принципы: системный, комплексный, социокультурный, диалога культур. Авторами представлены разделы лингвокультурного содержания языковой подготовки в школе и вузе, в котором родная и иноязычная культуры выступают значимыми компонентами.  В качестве примера образовательной формы, в которой реализуются лингвокультурные аспекты, рассматриваются формы, комбинирующие аудиторную и внеаудиторную деятельность, а также онлайн курсы, нацеленные на решение задач социокультурного становления студента как субъекта в поликультурном обществе.Результаты исследования применимы в обучении иностранным языкам в единстве с ознакомлением с иноязычной культурой различных категорий обучающихся, школьников и студентов. Ключевым моментом в раскрытии темы статьи выступает то, что реализация лингвокультурного содержания рассмотрена применительно к условиям организации образовательного процесса в аудиторным формате и комбинированном, с использованием онлайн-обучения. Другой особенностью, характеризующей новизну данной работы, является ориентирование на личность обучаемого, его социальное развитие в процессе познания языка и культуры в их единстве. Авторами сделан вывод о том, что отмеченный комплексный подход к личности, в единстве её социальных и лингвокультурных особенностей, направлен на решение задач подготовки к межкультурной коммуникации посредством усвоения лингвокультурного содержания, при доминирующей направленности образовательного процесса на сохранение национальной составляющей личности.

Ключевые слова: лингвокультурное содержание, обучение иностранному языку, национальная идентичность, комбинированные формы деятельности, онлайн курс, личность.

Литература:

  1. Барышников Н.В. Культура и обучение иностранным языкам: Объективный анализ, 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www2.pglu.ru/upload/iblock/5bb/uch_2014_i_02.pdf  (Дата обращения 01.02.2020)
  2. Бельтюкова Н.П., Гришаева А.В., Каратаева Н.В. Иноязычный профессиональный проектно-ориентированный метод как средство формирования социокультурной компетенции у студентов, не владеющих языком // Процедуры — социальные и поведенческие науки. — 2014. — Т. 154. — С. 446–451. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.190
  3. Браун Л., Парк М.Ю. Культура в изучении и преподавании языков. Преподавание корейского языка как иностранного: теории и практики. — Абингдон: Тейлор и Фрэнсис, 2020. — С. 81–108. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429244384-5
  4. Хиннер М.Б. Непонимание в межкультурной коммуникации: причины и поиски решений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Лингвистика. —  2017. — Том 21, №4. — С. 885–909.  DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-4-885-909
  5. Ларина Т.В., Леонтович О.А. Преграды и мосты: значимость исследований в сфере межкультурной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Лингвистика. — 2015. — Т. 19, №4. — C. 9–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25411622
  6. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 7. — С. 30–36.
  7. Нгуен Т. Т. Интеграция культуры в преподавание и изучение языков: результаты учащихся // Матрица чтения. — 2017. — № 17 (1). — С. 145–155.
  8. Oxford R.L., Gkonou C. Interwoven: культура, язык и стратегии обучения // Исследования в области изучения и преподавания второго языка. — 2018. — №8. — С. 403–426. DOI: https://doi.org/10.14746/ssllt.2018.8.2.10
  9. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. – Липецк: Липецкий государственный педагогический институт, 2000. – 204 с.
  10. Пассов Е.И., Двуреченская Т.А. Концепция высшего профессионального педагогического образования (на примере иноязычного образования). — Липецк: Липецкий государственный педагогический институт, 1998. — 67 с.
  11. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Методы, приемы, результаты. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с.
  12. Павляк M. Исследование стратегий изучения языка: перспективы, подводные камни и проблемы // Исследования в области преподавания языков. —  2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168819876156
  13. Пулсавад К., Канджанаваси С., Вудтхаягорн Дж. Развитие английского подхода к диагностике коммуникативной компетенции // Процедуры — социальные и поведенческие науки. — 2015. — №191. — С. 759–763. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.462
  14. Савиньон С.Дж. Коммуникативная компетентность / Энциклопедия преподавания английского языка TESOL. — Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., 2017. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118784235.eelt0047
  15. Швитер Дж.У., Джексон Дж., Феррейра А. Когда «местные» и «иностранные» студенты учатся за границей: размышления об изучении языка, контактах и культуре // Международный журнал двуязычного образования и двуязычия. — 2021. — №24 (1). — С. 124–137. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2018.1447545
  16. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. – М.: АСТ – Восток-Запад, 2008. – 253 с.
  17. Тер-Минасова С.Г. Противоречия межкультурной коммуникации в эпоху глобализации: препятствия или движущие силы? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Лингвистика. – 2015. – Т. 19. – №4. – C. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25411626

Библиографическая ссылка:

Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Лингвокультурные аспекты языковой подготовки в школах и вузах // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.57-66. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.06