ISSN 2409-7616

Майрамукаева Ф.А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.05

УДК 373.1

Майрамукаева Ф.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: abaevafb@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова

Аннотация. В общеобразовательной школе олимпиада по учебной дисциплине считается одной из самых популярных форм организации внеклассной работы, одним из средств дополнительного образования, способствующим активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитию у них навыков самостоятельной работы, особенно учеников младшего школьного возраста. В связи с этим, статья посвящена выявлению особенностей, методов и приемов организации и проведения олимпиады по родному языку в начальных классах как эффективного средства интеллектуального, творческого развития младших школьников, формирования познавательного интереса к родному языку и литературе, развития учебной мотивации, усвоения основных лингвистических понятий: общеязыковых, речеведческих, фонетических, орфографических, морфологических, синтаксических, лексических. В статье дается ряд рекомендаций по методологии проведения олимпиады по родному языку, представлены требования к строению и содержанию заданий разного уровня сложности, даются примеры олимпиадных заданий. Учитывая тот факт, что на познавательные возможности обучающихся в процессе подготовки к олимпиаде по любому учебному предмету значительное влияние оказывают возрастные особенности детей, автор особое внимание уделяет основным факторам, обуславливающим дальнейший ход интеллектуального и творческого развития младших школьников. Цель подготовки и проведения олимпиады по родному языку заключается в формировании познавательного интереса обучающихся к родному языку; развитии регулятивных, мотивационных и коммуникативных универсальных учебных действий; проверке и оценке способности к решению творческих лингвистических задач; оценке уровня усвоения обучающимися речевых навыков по родному языку; развитии и укреплении творческого потенциала младших школьников.

Ключевые слова: предметная олимпиада, олимпиадная подготовка младших школьников, родной язык и литература, олимпиада по родному языку, творческие задания.

Литература:

  1. Абдубакова Л.В., Абиева С.А.К. Интеллектуальное развитие школьников // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 578-580. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42969385
  2. Антохина В.А. Олимпиадные задания как средство развития умения учиться // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 11. — С. 37-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23804456
  3. Долгая Н.А., Мунгиева Н.З. Мотивация обучения детей в системе дополнительного образования // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5 (22). — С. 316-323. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327454
  4. Жажева С.А. Лингвистические и психолого-педагогические подходы к изучению текста в начальной школе // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2014. — № S16. — С. 41-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22027224
  5. Закирова А.Б., Муфтиева Р.С., Ямаева Е.В. Формирование познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4 (21). — С. 17-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385102
  6. Легостаева О.В. Сохранение и развитие национальных языков и культур коренных народов России как необходимое условие создания благоприятной билингвальной образовательной среды на территории РФ // Этническая культура. — 2020. — № 3 (4). — С. 19-23.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43995754
  7. Лежнева О.С. Сущность этнокультуроведческого подхода в обучении родному языку // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2013. — № T3. — С. 1416-1420. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20573259
  8. Мардахаев Л.В., Иншакова А.И. Способности и творческие способности: существо и особенности проявления у детей младшего школьного возраста // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 2 (2). — С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24194998
  9. Рахматуллина З.Я. О задачах по изучению государственных и родных языков в образовательных учреждениях // Педагогический журнал Башкортостана. — 2006. — № 3 (3). — С. 5-14. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12793847
  10. Сакердонова А.С., Тарабукина У.П. Методическая работа школы как средство развития компетентности учителей родного языка // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 69-4. — С. 251-254. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44715894
  11. Слепа К.А. Воспитание личности ребенка через проведение межрегиональной олимпиады по краеведению и родным языкам // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2019. — № 4 (20). — С. 24-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42337442
  12. Синдикова Г.М., Хайруллина А.А. Развитие у младших школьников познавательного интереса к культуре разных народов средствами сказки // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 2, № 5 (22). — С. 516-518. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35559108
  13. Солина С.В. Совершенствование речевой культуры младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2010. — Т. 1, № 2. — С. 114-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15284173
  14. Чанкаева Т.А. Оценка качества знаний по родному языку и литературе // Педагогика. — 2019. — № 10. — С. 36-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41264166
  15. Швайгерт А.А. Интеллектуальное развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник научных конференций. — 2018. — № 7-1 (35). — С. 120-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35604628

Библиографическая ссылка:

Майрамукаева Ф.А. Особенности организации и проведения олимпиады по родному языку // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.50-56. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.05