ISSN 2409-7616

Дронова Н.А.

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.02

УДК 37.013.21

Дронова Н.А.1 (Ставрополь, Россия) — E-mail: dronowanatalia@yandex.ru

1Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация. В статье представлена роль исследовательской деятельности в процессе формирования гармонически развитой личности, описан алгоритм проведения научной работы ученика с учителем, определяются задачи исследовательской деятельности школьников, характеризуется роль виртуальной образовательной среды в процессе активизации исследовательской активности, показана результативность организации научно-исследовательской деятельности обучающихся с помощью виртуальных средствам, методов и приемов. Проблема активизации исследовательской деятельности современного поколения средствами виртуальной среды представляется актуальной и своевременной: в настоящее время появилось большое количество музеев, которые располагают полезными и ценными «экспонатами», способными стимулировать не только познавательную деятельность, но и исследовательскую, творческую, практическую, игровую и другие. Цель исследования – показать возможности виртуальной среды в ходе развития исследовательских навыков школьников, представить алгоритм развития исследовательской активности. Научная новизна исследования заключается в выделении значимых разнообразных ресурсов виртуальной среды, которые могут стимулировать исследовательскую деятельность учащихся как в рамках занятий, так и в самостоятельной и внеурочной деятельности. Благодаря выявлению основных задач исследовательской деятельности (повышение личной уверенности ученика, формирование у учащихся осознание значимости научной деятельности, развитие коллективных навыков работы и др.) стало понятно, что использование ресурсов виртуальной среды является обязательным: так достигается не только процесс познания и развития, но и способность соответствовать запросам общества. Виртуальная среда помогает совершенствоваться в области компьютерных технологий, коммуникативных навыков также благодаря междисциплинарной направленности информации, а способы представления сведений (графические, визуальные, игровые) способствуют развитию творческих навыков.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, школа, виртуальная среда, образовательная среда, научная результативность.

Литература:

  1. Анисимова М.Г. Развитие исследовательской активности младших школьников / М.Г. Анисимова, И.В.  Переверзева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 1-5 (5). – С. 20-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25581079
  2. Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. – №14. – С. 5-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36678329
  3. Афанасьева О.Ю. Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка / О.Ю. Афанасьева, М.В. Смирнова, М.Г. Федотова // Вестник ЮУрГУ. – 2018. – №4. – С. 44-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36528046
  4. Горячев М.Д., Применение сетевых ресурсов в современном образовании / М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко // Вестник СамГУ. – 2014. – №5 (116). – C. 220-226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21781888
  5. Закорюкина Н.Н. Развитие познавательной активности у младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время // Научный поиск. – 2017. – № 1.3 – С. 12-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29205759
  6. Кондакова И.Ф. Формирование мотивации и познавательной активности школьников на уроках математики через исследовательскую деятельность // Вестник науки и образования. – 2020. – № 11-2 (89). – С. 56-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42941804
  7. Корец А.О. Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – №1(1). – С. 177-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24931745
  8. Кузьмичева Т.Ю. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС: организация научно-исследовательской деятельности учащихся через экспедиции // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – №2(6). – С. 157-166. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26245198
  9. Матвеева Т.В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – №4-2 (77). – С.65-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25914990
  10. Наумченко А.В. Развитие творческой активности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 19. – С. 129-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23173026
  11. Попова Ю.И., Ковалевская В.М. Развитие исследовательской компетентности школьников как элемент психолого-педагогического сопровождения в системе общего и инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Т. 11. – № 6-1. – С. 69-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42360857
  12. Твёрдая С.В. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения математике // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – №2 (27). – С. 36-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38512858
  13. Федяева Т.И. Исследовательская деятельность школьников как одна из форм адаптации к самостоятельной учебной деятельности в вузе // Актуальные вопросы естествонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. – 2016. – №4. – С. 400-404. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28765146
  14. Хабаева З.Г. Формы организации учебно-исследовательской работы в средней образовательной школе / З.Г. Хабаева, В.С. Гаппоева, А.Р. Гаглоева, А.А. Арутюнянц, И.А.  Дреева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени к. Л. Хетагурова. – 2020. – № 1. – С. 117-125. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42657973
  15. Barbieri L., Bruno F., Muzzupappa M. Virtual museum system evaluation through user studies // Journal of Cultural Heritage. – 2017. – Vol. 26. – P. 101-108. DOI: https://doi.org/10.1016/j.culher.2017.02.005
  16. Calvert J., Abadia R. Impact of immersing university and high school students in educational linear narratives using virtual reality technology // Computers and Education. – 2020. – Vol. 159. — Art. 104005. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104005
  17. Chang H.-Y., Chang H.-L. A virtual simulation-based educational application about complementary and alternative medicine: A pilot study of nurses’ attitudes and communication competency // Nurse Education Today. – 2021. – Vol. 97. — Art. 104713. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2020.104713
  18. Lee H., Jung T.H., Dieck M.C, Chungc N. Experiencing immersive virtual reality in museums // Information & Management. – 2020. – Vol. 57. — Art. 103229. DOI: https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103229
  19. Scrofani L., Ruggiero L. Museum networks in the Mediterranean area: Real and virtual opportunities // Journal of Cultural Heritage. – 2013. – Vol.14. – P. 75-S79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.culher.2012.11.016

Библиографическая ссылка:

Дронова Н.А. Развитие исследовательской активности школьников в условиях виртуальной образовательной среды // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.18-26. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.02