ISSN 2409-7616

Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л.

МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.46

УДК 37.017.4

Лопуха А.Д.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: lopoukha@yandex.ru, Лопуха Т.Л.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: lopoukha@yandex.ru

1Новосибирское высшее военное командное училище

Аннотация. В статье анализируются современные проблемы российского общества и его Вооруженных сил в условиях гибридной войны. Отсутствие внятной идеологии России, общепризнанных закрепленных государством национальных ценностей, лишает российское образование ценностных основ воспитания, что приводит к серьезным изъянам в моральном и политическом воспитании молодежи. В Вооруженных силах создаваемый сегодня институт военно-политических органов в силу сказанного не использует в полной мере возможностей военной педагогики и политических технологий в морально-политическом воспитании военнослужащих. В статье подвергается анализу советский опыт политического воспитания и возможности его использования в современных условиях с опорой на общенациональную идею патриотизма, традиционные ценности России и ее Вооруженных сил. Авторы считают, что передача и формирование политической культуры в обществе, способствуют (либо наоборот) субкультуры в полиэтнических, многоконфессиональных странах (традиции, стереотипы, политические мифы, идеалы, символы, политические ритуалы, пр.). Будучи интегрированными в процессе политического воспитания, политические идеи, концепции, чувства, настроения, ценности, идеологии формулируют политические сознание личности, являющееся важнейшим фактором воздействия на политическую жизнь и динамику развития общества и его институтов. Его государственно-патриотическая направленность особенно значима в офицерской среде. Задачей офицерского корпуса является проведение в жизнь военной политики государства, обеспечивая тем самым самостоятельность и политическую субъектность страны.

Ключевые слова: война, политика, мораль, моральный дух, морально-политическое воспитание.

Литература:

  1. Барышников Н.В., Крюков Д.М. Формирование политической культуры курсантов военных вузов // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 12. — С. 110-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27638796
  2. Богомолов А.Н. Показатели педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1 (23). — С. 206-215. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19
  3. Власкин В.Ю. Социализационный потенциал должностных лиц армейских организаций // Успехи современной науки. — 2017. — Том 7, № 1. — С. 20–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28386459
  4. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / Под ред. Л.Г. Бескровного. — М.: Воениздат, 1956. — 686 с.
  5. Военная педагогика: учеб. для вузов / Под общ. ред. И.А. Алехина. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 414 с. ISBN 978-5-534-04359-4
  6. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). — С. 240-242. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00277
  7. Куршев А.В. Гражданское воспитание будущих офицеров в процессе модернизации военного образования: монография. — Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. — 136 с.     ISBN: 978-5-7882-2369-8
  8. Плотников Е.Г., Дашкин В.М. Технология реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогическому взаимодействию с подчинёнными // Мир науки, культуры и образования. — 2019. — № 5(78). — С. 257-259. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-00105
  9. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А.В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1989. 366 с.
  10. Сергиенко А.И. Педагогические условия морально-психологической подготовки курсантов в образовательном процессе военного вуза // Вестник КГУ. — 2019. — Т. 25,  № 2. — С. 141-146. DOI:10.34216/2073-1426-2019-25-2-141-146
  11. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации / Под ред. Н.И. Резника. — М.: Изд-во ГУК МОРФ, 2005. — 469 с.
  12. Коупленд Н. Психология и солдат. / Пер. с англ., 2-е издание. — М.: Воениздат, 1991. — 96 с.
  13. Клаузевиц К. О войне. — М.: Наука, 1959.
  14. Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Организация политического воспитания курсантов военного вуза // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 3(64). — С. 25-29.  DOI: http://dx.doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.052
  15. Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание курсантов военных ВУЗов на традициях российского офицерства: монография. — Новосибирск, НВВКУ, 2017. — 274 с. ISBN 978-5-9500867-3-1
  16. Лопуха, Т.Л. Современные педагогические технологии в военном вузе: монография / Лопуха Т.Л., Суслов Д.В., Ярославцева Н В. — Новосибирск: Новосибирское высшее военное командное училище, 2016. — 111 с.  ISBN 978-5-9906043-7-7 
  17. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. Дисс. д. филос. н.: 09.00.11. — М.: Военный университет, 2002. — 429 с.
  18. Рязанов А.В., Морохова Е.И. Политическая культура России: динамика и направленность // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 154-157. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.31
  19. Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования. Диссертация на соиск. уч. ст. док. псих. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. — Кемерово: КГУ, 2019. – 401 с.
  20. Федосеева И.А., Зотов А.А. Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32748534

Библиографическая ссылка:

Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л. Морально-политическое воспитание в вооруженных силах России: становление и необходимость развития // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.506-518. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.46