ISSN 2409-7616

Соломатин Е.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.43

УДК 37.01

Соломатин Е.В.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: solomatin.evgeniy@mail.ru

1Новосибирское высшее военное командное училище

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионально-педагогической деятельности начинающего преподавателя военно-учебного заведения и сущность его педагогической культуры. В качестве обязательной составляющей педагогической культуры рассмотрены компоненты развития личностных и профессиональных качеств начинающего педагога. Рассматривая сущность педагогической культуры как сложное и многогранное понятие, были затронуты его составные части, каковыми являются военно-педагогическая направленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогический оптимизм, педагогическое мастерство, педагогическое общение, самосовершенствование. Педагогическая культура военного преподавателя представляет собой специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса военного вуза, которая выражает его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности, выступает и как его норма поведе­ния, и как комплексная программа его дальнейшего военно-педагогического и духовно-нравственного развития. Автор считает, что педагогическая культура имеет прямую связь с педагогическим мастерством педагога, которое понимается как качественная характеристика его профессионализма, развитости у него мастерства самореализации по профессиональному назначению. Оно характеризуется уровнем профессиональной подготовленности, усвоенным компетенциями по профессиональному назначению (усвоенными психолого-педагогическими знаниями, владением технологиями, методами, методиками и опытом их реализации в различных ситуациях педагогической деятельности), а также совершенством (развитостью) качеств личности, определяющими успешность самореализации его по профессиональному назначению.

Ключевые слова: начинающий преподаватель, военный вуз, педагогическая культура, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство.

Литература:

  1. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Педагогическая культура как профессиональная компетентность педагога // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С. 510. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664397
  2. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практ. рекомендации, взгляд в будущее / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. – М.: Воениздат, 1985. –159 с.
  3. Давыдовская А.Ф. К вопросу оказания помощи молодому учителю // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2012. – № 1. – С. 27-31.
  4. Деонтология специалиста социальной сферы / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Я.В. Шимановская / под ред. Л.В. Мардахаева. – М: «КноРус», 2021. – 266 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43844361
  5. Дроздова Н.А. Школа молодого учителя // Методист. — 2012. — № 6. — С. 55-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25002871
  6. Егорычев А.М., Ивоева А.В., Кретинин А.С. Деонтологические аспекты профессиональной подготовки специалистов по работе с молодёжью // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. — С. 178-187.  DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.16
  7. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н. Конструктивно-проектировочная функция в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Тамбовского университета. — 2014. — № 5 (133). — С. 30-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21623625
  8. Кочергин В.Б. Педагогическая культура военного преподавателя вуза: проблемы и направления развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2010. — № 4(84). — С. 92-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14864156
  9. Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Соломатин Е.В. Развитие системы военно-педагогического образования в вооруженных силах российской федерации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5(22). — С. 194-203. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.18
  10. Мардахаев Л.В. Педагогическая культура социального педагога, ее сущность и содержание // ЦИТИСЭ.  — 2020.  № 3 (25). — С. 300-313. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.26
  11. Мардахаев Л.В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2014. — № 1. — С. 197-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25597312
  12. Марковчин С.Г., Кравцов С.А. Проблемы управленческой деятельности офицера и формирование организационно-управленческой компетентности в военном вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. —  № 4. —  С.321-333. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.28
  13. Заец Н.А. Профессиональная культура современного педагога // NOVAINFO.RU — 2016. — № 44 (2). — С. 256-259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25915979
  14. Подмаренко А.А. Педагогический анализ понятия «политическая культура офицера» // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С. 434-446. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.37
  15. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  16. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN 978-5-7139-1404-2
  17. Соломатин Е.В., Мацакова В.М. Профессиональная компетентность российских офицеров как ценность управленческой деятельности // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С. 38-47. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04
  18. Суслов Н.В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России. Диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Москва, 2001.  — 172 с.
  19. Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования. Диссертация на соиск. уч. ст. док. псих. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. — Кемерово: КГУ, 2019. – 401 с.
  20. Федосеева И.А., Зотов А.А. Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32748534
  21. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Научная деятельность в контексте модернизации исследовательской инфраструктуры университета: проблемы оценивания // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 7-8 (41-42). — С. 225-230. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18995695

Библиографическая ссылка:

Соломатин Е.В. Особенности формирования педагогической культуры начинающего преподавателя военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.478-487. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.43