ISSN 2409-7616

Кухтерина Г.В., Семеновских Т.В., Соловьева Е.А., Федина Л.В.

ПРЕАДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В «ЭПОХУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»: ПОИСК ИНДИКАТОРОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.34

УДК: 378.1

Кухтерина Г.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: g.v.kukhterina@utmn.ru, Семеновских Т.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: t.v.semenovskikh@utmn.ru, Соловьева Е.А.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: e.a.soloveva@utmn.ru, Федина Л.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: l.v.fedina@utmn.ru

1Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет

Аннотация. В условиях «изменения изменений» профессиональное образование претерпевает качественный структурный ребрендинг. При подготовке специалиста на первый план выходит идея, заключающаяся в стремлении «опережать скорость перемен». Ее реализация не предполагает линейный, временной характер. Образование нуждается в ориентирах, способных качественно изменить спецификацию подготовки. Преадаптация к неопределенности позволяет сместить акценты на ресурсный компонент в развитии личности обучающихся, ответить на вопрос: за счет чего сегодня человек может быть готов к неизвестному завтра? Поиск индикаторов, определяющих преадаптацию к неопределенности, позволит выделить основания для трансформации профессионального образования. В статье представлены результаты исследования 98 студентов в возрасте 19-21 лет, обучающихся на направлении «Педагогическое образование» ТюмГУ, г. Тюмень. Цель исследования: определение значимых индикаторов и взаимосвязей самоорганизации деятельности и психологического благополучия студентов университета как предикторов их преадаптации к неопределенности. Для оценки индикаторов психологического благополучия и уровня самоорганизации деятельности студентов использованы опросники «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандрикова. Первый этап исследования проводился в мае 2019 года, второй этап – в мае 2020 года. Сравнительный анализ выявил динамику показателей психологического благополучия студентов и наличие значимых взаимосвязей большинства из них с индикаторами самоорганизации деятельности студентов. Это позволяет рассматривать состояние разных аспектов психологического благополучия и самоорганизации деятельности молодого поколения в качестве важного потенциала его преадаптивности в условиях стремительно меняющегося мира.

Ключевые слова: преадаптация; самоорганизация деятельности; психологическое благополучие; студенты; пандемия.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. – Москва: Акрополь, 2018. – 212 с.
  2. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. – 2010. — № 2. – С. 87–111. 
  3. Семеновских Т.В., Пестрякова А.Д. Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. — № 2. — С. 81.  URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35215342
  4. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95–121.
  5. Arendachiuk I.V. Subject and activity-related determinants of the student youth’s educational and developmental activity // Education and Self Development. – 2020. — Vol. 15, No. 2. — P. 103-119. DOI:10.26907/esd15.2.09
  6. Bond M.J., Feather N.T. Some Correlates of Structure and Purpose in the Use of Time // Journal of Personality and Social Psychology. — 1988. — Vol. 55, No. 2. — P. 321–329. DOI: 10.1037/0022-3514.55.2.321
  7. Capone V., Caso D., Donizzetti A.R., Procentese F. University Student Mental Well-Being during COVID-19 Outbreak: What Are the Relationships between Information Seeking, Perceived Risk and Personal Resources Related to the Academic Context? // Sustainability. — 2020. — Vol. 12, No. 17. DOI:  https://doi.org/10.3390/su12177039
  8. Codina N., Castillo I., Pestana J.V., Balaguer I. Preventing Procrastination Behaviours: Teaching Styles and Competence in University Students // Sustainability. – 2020. No.12.
  9. De Jong E.M., Ziegler N., Schippers M.C. From Shattered Goals to Meaning in Life: Life Crafting in Times of the COVID-19 Pandemic // Frontiers in Psychology. – 2020. Vol. 11, No.15. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.577708
  10. Feather N.T., Bond M.J. Structure and Purpose in the Use of Time. — Lublin: Psychology of Future Orientation, 1994. – P. 288-301.
  11. Feather N.T., Bond M.J. Time Structure and Purposeful Activity Among Employed and unemployed university graduates // Journal of Occupational Psychology. — 1983. — Vol. 56. — P. 241–254. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1983.tb00131.x
  12. González-Sanguino C., Ausín B., Castellanos M. Á., Saiz J., López-Gómez A., Ugidos C.,  Muñoz M. Mental health consequences during the initial stage of the 2020 Coronavirus pandemic (COVID-19) in Spain // Brain, Behavior, and Immunity. — 2020. — Vol. 87, No. — P. 172-176, DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbi.2020.05.040
  13. Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D., Ivanova T.Yu., Sychev O.A., Bobrov V.V. Self-Control as a Personal Resource: Determining Its Relationships to Success // Perseverance, and Well-Being, Russian Education & Society. — 2017. — Vol. 59, No. 5-6. — P. 231-255. DOI: 10.1080/10609393.2017.1408367
  14. Hernández-Sánchez B.R., Cardella G.M., Sánchez-García J.C. Psychological Factors that Lessen the Impact of COVID-19 on the Self-Employment Intention of Business Administration and Economics’ Students from Latin America. Int. J. Environ. Res. Public Health. — 2020. — Vol. 17. — Art. 5293. DOI:  https://doi.org/10.3390/ijerph17155293
  15. Kokkoris M.D., Stavrova O. Staying on track in turbulent times: Trait self-control and goal pursuit during self-quarantine // Personality and Individual Differences. — 2021. — Vol. 170, No. 15.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110454
  16. Matias T., Dominski F.H. et al. The only resource is people themselves using self-help, self-medication and self-care // Journal of Health Psychology. — 2020. — Vol. 25, No. 7. DOI: https://doi.org/10.1177/1359105320925149
  17. Maugeri G., Castrogiovanni P., Battaglia G. et al. The impact of physical activity on psychological health during Covid-19 pandemic in Italy // Heliyon. — 2020. — Vol. 6, No. 6, DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04315
  18. Odinokaya M., Krepkaia T., Karpovich I., Ivanova T. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers // Education Sciences. — 2019. — Vol. 9, No. 3. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9030200
  19. Pritchard A., Richardson M., Sheffield D. et al. The Relationship Between Nature Connectedness and Eudaimonic Well-Being: A Meta-analysis // J Happiness Stud. — 2020. — Vol. 22. — P. 1145–1167, DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-019-00118-6
  20. Rajkumar R.P. COVID-19 and mental health: A review of the existing literature // Asian Journal of Psychiatry. — 2020. — Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102066
  21. Riff C.D. et al. Know thyself and become what you are: a eudemonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. — 2008. — Vol. 9, No. 1. — P. 13–39,
  22. Schippers M.C. For the Greater Good? The Devastating Ripple Effects of the Covid-19 Crisis // Frontiers in Psychology. — 2020. — Vol. 11, No. 29 DOI:  https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.577740
  23. Truskauskaite-Kuneviciene I., Kazlauskas E., Ostreikaite-Jurevice R. et al. Positive mental health and adjustment following life-stressors among young adults // Curr Psychol. —  2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-020-00714-3

Библиографическая ссылка:

Кухтерина Г.В., Семеновских Т.В., Соловьева Е.А., Федина Л.В. Преадаптивность личности студента в «эпоху неопределенности»: поиск индикаторов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.381-392. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.34