ISSN 2409-7616

Малыгина В.Д., Биба Е.В.

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АССОРТИМЕНТНОГО ПОРТФЕЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.27

УДК 338:658.628

Малыгина В.Д.1 (Донецк, ДНР) — E-mail: mvd-51@mail.ru, Биба Е.В.1 (Донецк, ДНР) — E-mail: katerina.biba@yandex.ru

1Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Аннотация. В статье с целью усовершенствования технологии управления ассортиментным портфелем торгового предприятия была выделена система наиболее общих показателей. В целях эффективности формирования ассортиментного портфеля предприятий торговли, в работе разработаны показатель инновационности ассортиментной политики, коэффициент инновационности ассортиментной политики, коэффициент собственной торговой марки предприятия розничной торговли, коэффициент ценовой стимуляции потребителя, коэффициент удовлетворенности потребителя. Предложен научно-методический подход оценки показателей анализа ассортиментного портфеля продуктовых товаров исследуемой совокупной группы торговых предприятий. С целью моделирования товарного ассортимента торгового предприятия разработана модель оптимизации системы показателей ассортиментного портфеля при использовании инновационных технологий. Проведена экспертная оценка показателей анализа ассортиментного портфеля торговых предприятий Донецкой Народной Республики форматов «супермаркет» и «у дома», которая позволила выявить приоритетность показателей анализа ассортиментного портфеля предприятий розничной торговли различных форматов. Доказано, что торговые предприятия формата «супермаркет» в большей мере зависят от инновационной политики самого предприятия.

Ключевые слова: предприятие торговли, ассортиментная политика, ассортиментный портфель, коэффициент инновационности ассортиментной политики, коэффициент собственной торговой марки, коэффициент ценовой стимуляции потребителя, коэффициент удовлетворенности потребителя, моделирование товарного ассортимента.

Литература:

  1. Алексеев С.Б. Управление стратегическим потенциалом торгового предприятия: теория и методология [Текст] : монография / С.Б. Алексеев ; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского. – Краматорск: Каштан, 2015. – 490 с.
  2. Баранова А.С. Ассортиментная политика и управление ассортиментом на предприятиях торговли в условиях развития экономики // Проблемы и достижения современной науки. — 2017. — № 1 (4). — С. 96-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29904777
  3. Бекетов А.Н. Ассортиментная политика как важнейший маркетинговый инструмент повышения прибыльности предприятия розничной торговли // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 37-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44283707
  4. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика [Текст] / С.В. Гуцыкова. – 2-е изд. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 144 c.
  5. Жайворонок Л.В. Особенности формирования маркетинговой товарной политики в системе маркетинговых разработок современного предприятия хлебобулочных изделий // Вестник современной науки. – 2015. – №4(4). – С 83-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23772434
  6. Захарова А.Г. Ассортиментная политика предприятия // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. – Казань: Познание, 2017. – С. 45-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32589013
  7. Капустенко И.С. Ассортиментная политика / И.С. Капустенко, Т.П. Зорина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. – С. 49-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23606860
  8. Кунец Ю.Д. Ассортиментная политика как часть маркетинговой стратегии предприятия / Ю.Д. Кунец, Н.М. Цеменко // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы. – Пинск: Полесский государственный университет, 2014. – С 151-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37150618
  9. Максимец Н.Ю. Особенности, факторы и функции товарной политики фермерских хозяйств // Научный вестник ЛНУВМБ имени С.З. Гжицкого. – 2016. – Т. 18, № 2-4(69). – С 92-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27242823
  10. Матюхина К.М. Ассортиментная политика предприятия как фактор повышения эффективности его деятельности / К.М. Матюхина, Т.Ю. Черепухин // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2017. – С. 1572-1573. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29131789
  11. Можонова В.В. Ассортиментная политика: подходы, понятие и ее составляющие // World science: problems and innovations. – Пенза: Наука и Просвещение,  2019. – С. 92-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41225823
  12. Никонорова А.В. Ассортиментная политика и ее оптимизация как инструмент эффективного маркетинга // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2011. – №2(38). – С. 328-331. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16451657
  13. Носкова С.А. Подходы к определению понятия «ассортиментная политика» / С.А. Носкова, Ю.А. Завойских // Вестник науки. – 2020. – Т.3. – №9(30). – С. 32-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43944272
  14. Пантелеева Н.Д. Ассортиментная политика как важное направление маркетинговой деятельности товаропроизводителей / Н.Д. Пантелеева, И.А. Матвеичева // Вестник костромского государственного технологического университета. Серия: экономические науки. – 2013. – № 1-3. – С. 70-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21137623
  15. Поперечный С.И. Актуальные проблемы маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий / С.И. Поперечный, Т.Ю. Кудла // Научный вестник ЛНУВМБ С.З. Гжицкого. – 2016. – Т.18, № 2-4(69). – С 118-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27242828
  16. Толмачева И.А. Ассортиментная политика как инструмент стимулирования продаж // Основные тенденции и перспективы развития экономики в координатах цифровой эры. – Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2018. – С. 221-225. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37207150
  17. Азарян О.М. Роздрібна торгівля: розвиток та інновації [Текст]: монографія / [О.М. Азарян та ін.]; під наук. ред. О.М. Азарян. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2012. – 387 с.

Библиографическая ссылка:

Малыгина В.Д., Биба Е.В. Оптимизация системы показателей ассортиментного портфеля торгового предприятия // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.299-309. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.27