ISSN 2409-7616

Кривко Я.П.

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД С 1917 ПО 2014 гг.

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.23

УДК 373.014.6+373.091.12+373.091.212

Кривко Я.П.1 (Луганск, ЛНР) — E-mail: yakrivko@yandex.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ требований к учителю и ученику в процессе становления и развития отечественной системы управления качеством обучения и воспитания школьников с 1917 по 2014 гг. Рассмотрены роль и особенности деятельности учителя и ученика на различных этапах – с 1917 по 1934 гг. (этап педагогических поисков и новаций, зарождение основ советской системы управления качеством обучения школьников), с 1934 по 1991 гг. (этап развития советской системы) и с 1991 по 2014 гг. на этапе украинской государственности отечественной системы управления качеством обучения школьников. Автор стоит на позиции того, что сегодня система образования в Луганской Народной Республике, требует своей модернизации, это касается, прежде всего: целостного образовательного процесса, его оптимизации, наполнения смыслами и ценностями, отвечающими, как историческим социокультурным основам ЛНР, так и новым вызовам XXI века; роли учителя, поднятия его социального статуса в обществе, повышения социальной защиты и возможности профессионального роста. Считаем, что данная ситуация требует обращения к отечественному историческому образовательному наследию, которое имеет огромный педагогический потенциал.

Ключевые слова: отечественная система управления качества обучения школьников, советская система, учитель, ученик, требования к учителю, требования к ученику.

Литература:

  1. Быков А.К. Развитие электронного обучения в дополнительном профессиональном образовании вузов // Мир образования – образование в мире. — 2018. — № 4 (72). — С. 126-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38081108
  2. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Калимжанова Р.Л. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика» / под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. – Том 5, № 1. – С. 152-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  3. Егорычев А.М. С.А. Калабалин: воспитание достойного гражданина // Профилактика зависимостей. — 2019. — №1 (17). – С. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38500776
  4. Егорычев А.М., Ткаченко А.В., Зарецкий В.В. Культура и образование: вектор развития в современном мире // Образование личности. — 2018. — № 4. – С. 37-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36997692
  5. Мардахаев Л.В. Педагогическое мастерство социального педагога, его сущность и содержание // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 2 (24). — С. 58-70. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.06  
  6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: основы профессиональ­ной деятельности социального педагога: учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 332 с. DOI: 10.23681/496695
  7. Певнева И.В., Табашникова О.Л. Глобальные компетенции в профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — № 2(34). – С. 60-68. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=39243356
  8. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Психологическая характеристика требований к учителю со стороны субъектов образовательного процесса //Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — С. 235-241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21747043
  9. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева.  М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  10. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.В. Карпунина, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2020. – 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  11. Профессиональные компетенции в высшей школе: коллективная монография / Нагорнова А.Ю., Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. и др.; отв. ред.: А.Ю. Ногорнова, Т.Б. Михеева. — Ульяновск: Зебра, 2018. — 413 с. ISBN 978-5-6040862-5-4
  12. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография. — М.: Логос, 2013. — 364 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21012366
  13. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Ш.Т. Таубаева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. – 304. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37067261
  14. Табашникова О.Л. Интегративный подход в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Практический маркетинг. 2018. — № 11 (261). — С. 31–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36409100
  15. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. — 2018. — № 3. — С.180-195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35618161
  16. Ярычев Н.У. Обновление образования в России: сущностные проблемы // Вестник современных исследований. — 2018. – № 6.3 (21). — С. 137-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35339842
  17. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analysis of its development / Mardakhaev L., Volenko O., Fedoseeva I., Kostina E. // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016. – Albena, Bulgaria: Curran Associates, 2016. – P. 1219-1226.

Библиографическая ссылка:

Кривко Я.П. Трансформация роли учителя и ученика в процессе становления и развития отечественной системы управления качеством школьников в период с 1917 по 2014 гг. // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.250-257. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.23