ISSN 2409-7616

Манин А.А.

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.21

УДК 371.487

Манин А.А.1 (Новосибирск, Россия) — Е-mail: aam101278@yandex.ru

1Новосибирское высшее военное командное училище

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социализации военнослужащих в процессе военной службы по призыву, а также условия, влияющие на социализацию молодых людей. Сформулировано понятие педагогической поддержки социализации военнослужащих в процессе военной службы по призыву. Обозначены противоречия в сложившейся практике педагогической поддержки социализации военнослужащих между ролью и функциями Вооруженных сил Российской Федерации и педагогическим обеспечением, а также между необходимостью реализации широких педагогических возможностей и недостаточной подготовленностью военных специалистов в вопросах поддержки процессов социализации военнослужащих. Представлена практика педагогической поддержки социализации военнослужащих в процессе военной службы по призыву и возможности педагогической поддержки. Поднимается проблема педагогического обеспечения социализации военнослужащих, а точнее отсутствие единого методического обеспечения работы с личным составом в вопросах социализации военнослужащих. Продемонстрированы формы и методы работы с военнослужащими при проведении опытно-экспериментальной проверки модели педагогической поддержки социализации военнослужащих, которые подтверждают, что индивидуальные беседы с личным составом, занятия, задания и помощь военнослужащим наиболее востребованы в педагогической поддержке. Приводятся результаты проведенного сравнительного эксперимента, позволяющие установить эффективность проделанной работы. В заключении делается вывод о том, что реализация форм и методов работы в воинской части позволяет «запустить» механизм педагогической поддержки социализации военнослужащих в системе работы с личным составом. Кроме того отмечается, что полученные результаты можно распространить и применять в педагогической работе со взрослыми людьми в образовательных и социально-ориентированных учреждениях.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, социализация, педагогическое обеспечение, педагогическая практика, военная служба по призыву, воспитание военнослужащих, работа с личным составом, эксперимент.

Литература:

  1. Богданова В.В. Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденции: дис. … канд. социол. наук: 22.00.06. — М.: МГУ, 2009. — 205 с.
  2. Букин В.П. Социализация молодежи российской провинции в современных условиях: дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04. – Саранск: Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, 2011. — 357 с.
  3. Вагин С.Н. Социальный институт армии в системе институциональных взаимодействий современного российского общества: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. – Новочеркасск: НПИ, 2009. — 166 с.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. ISBN 5-7695-2146-5
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Изд-во Питер, 2011. — 508 с. ISBN 978-5-459-00574-5
  6. Канунникова А.В. Институциональные факторы трансформации правовой социализации молодежи в условиях модернизации российского общества: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Ростов на Дону: ЮФУ, 2015. — 168 с.
  7. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). — С. 240-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837045
  8. Лаздина Т.И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук – 13.00.01. — Омск: ОГПУ, 2003. 180 с.
  9. Левинсон А.Г. Армия как институт социализации // Общественные науки и современность. — 2004. — № 4. — С. 63–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17666246
  10. Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Соломатин Е.В. Развитие системы военно-педагогического образования в вооруженных силах российской федерации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5(22). — С. 194-203. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.18
  11. Манин А.А., Поляков Е.А., Садыков И.М. Социализация курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. — С.66-79. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.07
  12. Марковчин С.Г., Садыков И.М. Формирование профессиональной направленности курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. — С.273-282. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.23
  13. Погодин Н.А. Институт армии в формировании идентичности молодежи российского общества: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Ростов н/Д., 2011. — 189 с.
  14. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева.  — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  15. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.В. Карпунина, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2020. – 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  16. Смирнов А.И. Взаимодействие общества и армии как социального института в современной России: монография. — М.: Ин-т социологии РАН, 2010. 254 с. ISBN 978-5-89697-187-0
  17. Федосеева И.А., Зотов А.А. Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32748534
  18. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5 (104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375
  19. Чернышев С.А. Социализационные траектории подростков в российском обществе: дис. … канд. социол. наук: 22.00.06. — М., 2011. — 246 с.
  20. Шипилина Л.А., Шипилина В.В. Мотивационное управление в образовательных системах. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 151 с. ISBN: 5-8268-0550-2

Библиографическая ссылка:

Манин А.А. Практика педагогической поддержки социализации военнослужащих в процессе военной службы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.230-238. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.21