ISSN 2409-7616

Гребенникова В.М., Мартынов М.Л.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.20

УДК 37.018

Гребенникова В.М.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: vmgrebennikova@mail.ru, Мартынов М.Л.2 (Краснодар, Россия)

1Кубанский государственный университет

2Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище им. генерала армии С.М. Штеменко

Аннотация. В статье рассматривается актуальная в наше время проблема особенностей формирования конструктивной гражданской позиции у учеников старших классов, участвующих в военно-патриотическом движении. Автор анализирует потрясения, произошедшие в 90-х годах с нашим обществом и приведшие к падению нравственных и духовных ценностей, а как следствие и оказавшие значительное влияние на формирование конструктивной гражданской позиции у старших школьников. Работа, проводимая правительством, государственными институтами власти направлена на развитие в стране военно-патриотического движения, так это оказывает влияние на количество молодых людей с сформированной конструктивной гражданской позицией, а это в свою очередь влияет на стабильность государства. Автором проведён анализ психологического портрета ученика старшего класса, так как от этого зависит какими формами и методами должна с ним проводиться работа по формированию конструктивной гражданской позиции. Рассмотрена работа по формированию конструктивной гражданской позиции со старшими школьниками участниками Краснодарского Детского Военно-Патриотического Объединения «РАЗВЕДЧИК» им. Виктора Кибенко и проведено сравнение с обычными школьниками, не участвующими в военно-патриотическом движении. Авторы пришли к выводу о том, что хорошо организованная и проводимая работа, оказывает существенное влияние на формирование конструктивной гражданской позиции у старших школьников. Количество школьников с более выраженной гражданской позицией выше, чем школьников, не участвующих в военно-патриотическом движении, но количество и уровень сформированности не имеют большого отличия от обычных школьников.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое движение, гражданственность, воспитание, гражданская позиция.

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Воронеж: Ин-т практической психологии, 1997. — 351 c. ISBN 5-89395-048-6
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1992. — 252 c.
  3. Берестовицкая С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уроков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников. — 2012. — № 9. — С.35-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18027463
  4. Буковшина О.Н. Школа – центр патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 40-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25406251
  5. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторические и культурологические аспекты воздействия на социализацию детей и молодежи // Мир образования — образование в мире. – 2015. — № 1. – С. 6-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23457205
  6. Гребенникова В.М., Мартынов М.Л. Детско-юношеское юнармейское движение как средство формирования патриотических ценностей у обучающихся старших классов // Современный ученый. — 2020. — № 6. — С.112-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44234560
  7. Дахин А.Н., Авдющенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 32-40 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895795
  8. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 467— 476. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44
  9. Егорычев А.М., Ахтян А.Г. Национальная культура и система отечественного профессионального образования: интеграция как возможность эффективного развития // Ученые записки РГСУ. – 2016. – Т. 15. – № 6 (139). – С. 78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28823511
  10. Кулемина Л.Б.  Размышления о патриотическом воспитании… // Образование и право, 2020. — № 1. – С. 17-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42633829
  11. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  12. Мартюшов Л.Н. О природе и сущности патриотизма и задачах патриотического воспитания // Педагогическое образование в России. – 2018. — № 3. – С. 26-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32718700
  13. Морозов В.А., Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — №3(76). — С.157-158. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38543490
  14. Резник И.В. Частица «Бессмертного полка» // Национальные приоритеты России. — 2020. — №4(39). — С.67-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44552711
  15. Рязанов А.В., Морохова Е.И. Политическая культура России: динамика и направленность // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 154-157. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.31
  16. Трухин А.В. Сущность самообразовательной деятельности в военно-педагогическом процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — №3 (24). — С. 240-243. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35707831
  17. Тютькова И.А. Педагогическая концепция формирования политической культуры учащихся: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. — М.: РУДН, 2007. – 332 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19190657

Библиографическая ссылка:

Гребенникова В.М., Мартынов М.Л. Формирование конструктивной гражданской позиции у старшеклассников, участвующих в военно-патриотических мероприятиях // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.221-229. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.20