ISSN 2409-7616

Каргаполова Е.В., Прозорова М.И., Давыдова Ю.А.

СТАРТАПЫ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.19

УДК 338

Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: k474671@list.ru, Прозорова М.И.2 (Астрахань, Россия) — E-mail: m.prozorova879@yandex.ru, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: ylkadav@mail.ru

1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

2Астраханский государственный университет

Аннотация. В данной статье стартапы рассматриваются как инновационная и перспективная форма предпринимательской деятельности. Цель исследования состоит в комплексном анализе концептуальных представлений о стартапах. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы выделены характеристики, позволяющие идентифицировать предпринимательскую деятельность как стартап, а именно быстрый рост, инновационность, возраст, культура и технологическая ориентированность. Подчеркивается, что именно данные характеристики позволяют дифференцировать стартапы от предприятий малого бизнеса. Исследованы этапы жизненного цикла стартапов. Отмечается, что в основе деятельности стартапов находятся развитая инфраструктура, богатая информационная и технологическая среда. Рассмотрены факторы успешности стартапов. Проанализированы такие источники поддержки и финансирования стартапов как венчурные фонды, бизнес-акселераторы, бизнес-ангелы, технопарки, государственная поддержка, краудфандинг. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для прогнозирования изменений в функционировании стартапов как инновационной формы предпринимательской деятельности, разработки методических рекомендаций управления этим процессом. Данное исследование может быть полезным, в первую очередь, для формирования инновационного экономического мышления, а  также  в образовательных целях, в воспитании бизнес-культуры; для предпринимателей, имеющих инновационные идеи, крупных инвесторов и пользователей краудфандинговых платформ.

Ключевые слова: стартапы, предпринимательская деятельность, характеристики стартапа, жизненный цикл стартапа, факторы успешного стартапа, источники поддержки и финансирования.

Литература:

  1. Архипенко В.М. Стратегическое управление компанией по продвижению стартапа: цели и методы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. —  № 6-1. — С. 10-14. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28144382
  2. Бурдуковский В. Н. Жизненный цикл стартапа // Скиф. — 2019. — №11 (39). – С.91-93. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42528213
  3. Валитов Ш.М., Ахметов Ш.Т. Особенности создания и реализации стартап-проектов в современной экономике // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2015. — № 4. – С. 17-22. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25672552
  4. Ванин А. Акселераторы в современной венчурной индустрии // Наука и инновации. — 2015. — № 3 (145). — С. 36-41. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23215746
  5. Гапонова О.С., Коршунов И.А. Функции обучения в инновационном стартапе // Инновации. — 2015. — №5 (199). – С. 76-85. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24108852
  6. Евсеев В.О. Экономические компетенции политических деятелей // ЦИТИСЭ. -2015. — №4(4). — С.1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25345865
  7. Иншаков М.О., Орлова А.А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. – 2014. – №1. – С. 66-75. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21567363
  8. Корзюк Д.И., Текучёва С.Н. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // International journal of professional science. – 2019. — № 7. – С. 15-38. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39245602
  9. Кузнецова И.А. Цели, задачи и формы финансирования инноваций // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 12-10. — С. 65-69. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27675657.
  10. Левенцов В.А., Гадиров Н.В.О., Рыкова А.М. Стратегическое планирование для организации предприятий-стартапов / Эксперт года 2018 сборник статей II Международного научно-практического конкурса. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 60-63. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32649259&pf=1
  11. Марахина И. В. Инвестиционная инфраструктура белорусской стартап-экосистемы: субъекты, проблемы и направления развития // Банковский вестник. — 2020. — № 7 (684). — С. 49-58.   URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43787283
  12. Нефедова Л.В. Стартап-проекты в России: особенности становления и финансирования // Стратегические вызовы и тенденции социально-экономического развития регионов. Сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. — Москва: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, 2019. – С. 95–101. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42389479
  13. Пивоварова Д.М., Крюкова А.А Акселераторы в инновационном бизнесе // European Science. — 2015. — № 6 (7). — С. 18-21. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24091767
  14. Пронькина А.А., Тарадаева А.В. Бизнес-ангелы как основной источник инвестирования в малый и средний бизнес России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. —  2016. — № 2 (18). —  С. 62-70. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26388599
  15. Рубцова Н.В. Соотношение государственного регулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XIII Международной конференции. — Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2019. — С. 49-52. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41165104&pf=1
  16. Садвакасов Е.К., Абжалелова Ш.Р., Бактыбаева Ж.С. Бизнес-планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // International innovation research. – 2018. – С. 154-158.
  17. Сажин Ю.Б., Косолап Е.Ю. Startup: предприятие или бизнес? // Инновации в менеджменте. – 2018. – № 1. – С. 56–65. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32809775
  18. Салихова Е.Г. Исследование различий между стартапом и существующим бизнесом // Science time. – 2015. – № 5. – С. 405–407. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23617577
  19. Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе // Научный альманах. – 2015. — № 10-1 (12). – С. 412-415. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25078515
  20. Фролова К.А. Состояние рынка стартапов в России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. – № 2. – С. 78-81. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23384703
  21. Шаманин В.И. Венчурные фонды как инструмент поддержки предпринимательства Волгоградской области / Сборники конференций НИЦ Социосфера. — Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2015. – № 22. — С. 171-174. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23464128
  22. Шараборина А.Д., Перевознюк С.В. Методы оценки для целей стратегического планирования на примере компании ПАО «Новатэк» // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. — № 9 (43). – С.150-152. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42556845
  23. Щербаков А.В. Функционально-стоимостной анализ для целей бизнес-планирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. — № 1. – С. 28-33. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37186889
  24. Berry G., Shabana K.M. Adding a strategic lens to feasibility analysis // New England Journal of Entrepreneurship. — 2020. — Vol. 23, Issue 2. — P. 67-78. DOI: https://doi.org/10.1108/NEJE-08-2019-0036
  25. Daub C.-H., Hasler M., Verkuil A.H., Milow U. Universities talk, students walk: promoting innovative sustainability projects // International Journal of Sustainability in Higher Education. — 2020. — Vol. 2, Issue 1. — P. 97-111. h DOI: ttps://doi.org/10.1108/IJSHE-04-2019-0149
  26. Dehghani M., Abubaka, A.M., Pashna M. Market-driven management of start-ups: The case of wearable technology // Applied Computing and Informatics. — 2020. — Vol. 16,  Issue 1/2. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aci.2018.11.002
  27. Eriksson R., Rataj M. The geography of starts-ups in Sweden. The role of human capital, social capital and agglomeration // Entrepreneurship and Regional Development, Routledge.  — 2019. — Vol. 31, Issue 9-10. — P. 1-20. DOI: https://doi.org/10.1080/08985626.2019.1565420
  28. Freytag R. Strategic negotiations: three essentials for successful partnerships with startups // Strategy & Leadership. — 2019. — Vol. 47, Issue 1. — P.19-25. DOI: https://doi.org/10.1108/SL-11-2018-0115
  29. Huang Z., Chiu C.L., Mo S., Marjerison R. The nature of crowdfunding in China: initial evidence // Asia Pacific Journal of Innovation and Entrepreneurship. — 2018. — Vol. 12, Issue 3. — P. 300-322. DOI: https://doi.org/10.1108/APJIE-08-2018-0046
  30. Kulkarni P., Mutkekar R., Ingalagi S. Role of strategic management for employee engagement and skill development for start-ups // Vilakshan — XIMB Journal of Management. — 2020. — Vol. 17, Issue 1/2. — P.79-85. DOI: https://doi.org/10.1108/XJM-07-2020-0036
  31. Li J., Dutta D.K. Founding team experience, industry context, and new venture creation // New England Journal of Entrepreneurship. — 2018. — Vol. 21, Issue 1. — P. 2-21. DOI: https://doi.org/10.1108/NEJE-04-2018-0008
  32. Li X. How emerging market resource-poor firms compete and outcompete advanced country resource-rich rivals: An asymmetry reversing theory // Cross Cultural & Strategic Management. — 2018. — Vol. 25, Issue 3. — P. 538-544. DOI: https://doi.org/10.1108/CCSM-08-2016-0155
  33. Oliva F.L., Kotabe M. Barriers, practices, methods and knowledge management tools in startups // Journal of Knowledge Management – 2019 — Vol. 23, Issue 9. — P. 1838-1856. DOI: https://doi.org/10.1108/JKM-06-2018-0361
  34. Rahman M.P., Mohd Thas Thaker M.A., Duasa J. Developing a Sharīʿah-compliant equity-based crowdfunding framework for entrepreneurship development in Malaysia // ISRA International Journal of Islamic Finance. — 2020. — Vol. 12, Issue 2. — P. 239-252. DOI: https://doi.org/10.1108/IJIF-07-2018-0085
  35. Singh R.P. Overconfidence: A common psychological attribute of entrepreneurs which leads to firm failure // New England Journal of Entrepreneurship. — 2020. -Vol. 23, Issue 1. — P. 25-39. DOI: https://doi.org/10.1108/NEJE-07-2019-0031

Библиографическая ссылка:

Каргаполова Е.В., Прозорова М.И., Давыдова Ю.А. Стартапы как форма предпринимательской деятельности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.206-220. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.19