ISSN 2409-7616

Бакиева Э.В., Бигильдина Э.Р., Вильданов И.Р., Зайнуллина Э.Р., Хизбуллина Р.З.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКТИЛЬНЫХ КАРТ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.18

УДК 372.8

Бакиева Э.В.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ev-bakieva@mail.ru, Бигильдина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ebigildina@gmail.com, Вильданов И.Р.1(Уфа, Россия) — E-mail: ildar.vildanov.89@mail.ru, Зайнуллина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: elyazainullina@mail.ru, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: hizbullina@yandex.ru

1Башкирский государственный университет

Аннотация. На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 124 миллионов человек с плохим зрением. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту – ребенок. Менее чем через 10 лет число незрячих жителей Земли составит 75 миллионов человек. В статье приводятся основные принципы составления тактильных карт, являющихся важнейшим инструментом познания слепыми и плохо видящими людьми окружающего мира.  Особенно остро нехватка тактильных карт ощущается в учебных заведениях, школах.  И речь идет не о тематических картах, а об общегеографических, дающих общую информацию о нашем мире, это политическая и экономическая карты, карты материков и океанов. Именно эти карты дают школьникам цельную пространственную картинку окружающей их действительности. На сегодняшний день картографической продукции данного вида крайне мало, так как весь процесс их создания сложен, не конкретизирован и довольно затратен. В работе будут рассмотрены несколько наиболее оптимальных видов печати тактильных карт с показом конкретных примеров. Эти карты могут служить как для учебных учреждений, так и как справочное пособие для взрослых. Тактильные карты на сегодня очень востребованы, требуют особого внимания, их создание – это крайне важная миссия, любой человек должен изучать этот мир, узнавать что-то новое, и потеря зрения не должна стать для такого человека барьером к освоению мира.

Ключевые слова: тактильная карта, условные знаки, восприятие, уроки географии, коррекционная школа, слабовидящие дети.

Литература:

  1. Агилера Дельгадо Т.П. Развитие тактильной картографии за рубежом / Т. П. Агилера Дельгадо // Геодезия и картография. – 2015. – Т. 70. – № 1. – С. 28–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22253711&
  2. Андрюхина Ю.Н. К вопросу разработки типовой методики создания тактильных карт [Текст]. / Ю.Н. Андрюхина, Я.Г. Пошивайло, В.А. Ананьев // Геодезия и картография. – 2018. – Т. 79,№ 11. – С. 25–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36569239
  3. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/assistive-technology (Дата обращения 01.01.2021)
  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов. Специальная литература / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2013. – 654 с.
  5. ГОСТ Р 56832–2015. Шрифт Брайля. Требования и размеры [Текст]. – М.: Стандартинформ, 2016. – 7 c. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200129068 (Дата обращения 01.01.2021)
  6. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, 2008. – 206 c.
  7. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих [Текст] : учеб. пособие / В. П. Ермаков. – М.: ВОС, 2008. – 20 с.
  8. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
  9. Зоричев Д.И. Особенности обучения слепых детей географии [Текст] : пособие для учителей школ слепых / Д.И. Зоричев. – М.: Учпедгиз, 1950.
  10. Зоричев Д.И. Работа с глобусом и картой в школе слепых [Текст] / Д.И. Зоричев // Специальная школа. – 1960.  – Вып. 5.– 192 с.
  11. Игумнов А.Ю. Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции [Текст] / А.Ю. Игумнов // Психология: сб. материалов 53-й Междунар. научн. студ. конф. – Новосибирск: НГУ, 2017. – С. 89–90.
  12. Как работает 3D-принтер: принцип работы трехмерной печати [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.techno-guide.ru/informatsionnyetekhnologii/3d-tekhnologii/kak-rabotaet-3d-printer-printsipraboty-trekhmernojpechati.html (Дата обращения 01.01.2021)
  13. Карпик А.П. Электронное геопространство – сущность и концептуальные основы [Текст] / А.П. Карпик, Д.В. Лисицкий // Геодезия и картография. — 2009. —  № 5. — С. 41–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18083081
  14. Кёнинг П. Руководство по изготовлению тактильной графики [Текст] /П. Кёниг. – СПб.: ГУК Гос. б-ка для слепых, 2018. – 69 c. 
  15. Лесневский Ю.Ю. Актуальность и пути создания тактильных книг для слепых и слабовидящих детей в Сибирском регионе / Ю.Ю. Лесневский, Н.А. Одинокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка: материалы межрегионального семинара. – Н. Новгород, 2018. – С. 25.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28199801
  16. Хизбуллина Р.З., Бигильдина Э.Р., Мигранова Д.В., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А. Профессия картографа: история, особенности, востребованность // ЦИТИСЭ. — 2019. — №5(22). – C. 70-80 DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.06

Библиографическая ссылка:

Бакиева Э.В., Бигильдина Э.Р., Вильданов И.Р., Зайнуллина Э.Р., Хизбуллина Р.З. Принципы составления и возможности использования тактильных карт в преподавании географии // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.195-205. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.18