ISSN 2409-7616

Лопуха Т.Л., Марковчин С.Г.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.13

УДК 378.1

Лопуха Т.Л.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: lopoukha@yandex.ru, Марковчин С.Г.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: nvvku@mil.ru

1Новосибирское высшее военное командное училище

Аннотация. В статье анализируются проблемы развития системы профессионального воспитания курсантов военных вузов России в современных геополитических и социокультурных условиях. Анализируются факторы и условия снижения ее эффективности в условиях глубоких социальных перемен. Рассмотрены попытки развития системы профессионального воспитания в постсоветский период. Описаны современное состояние и проблемы современного профессионального воспитания в военных вузах. Отмечена необходимость развития системы профессионального воспитания на приоритете национальной идеи и ценностях российского офицерства. Результаты проведенного исследования, позволили авторам считать, что сегодня в системе военных вузов России существует: а) необходимость строить профессиональное воспитание с учетом качества современной российской молодежи и ментальности народов России; б) необходимость более полного обеспечения военных вузов офицерами воспитательных структур; в) в профессиональном воспитании необходимо сбалансированно использовать традиционные и инновационные формы и методы. Таким образом, авторы пришли к заключению того, что система профессионального воспитания военных ВУЗов Российской Федерации имеет все ресурсы и возможности чтобы успешно вести политическое воспитание гражданской молодёжи. В этой ситуации целесообразно привлечение курсантов к проведению занятий и воспитательных мероприятий со учащимися образовательных организаций. Социально-педагогическая деятельность должна строиться на теоретических основах русской военной школы, с учетом ментальности русского (российского) народа, исторических цели и задачи России.

Ключевые слова: система профессионального воспитания курсантов военных вузов, идейно ценностные и теоретические основы.

Литература:

  1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII – начала XX века. — диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.01. — М.: ВУ, 2004. – 636 с.
  2. Богомолов А.Н. Показатели педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // ЦИТИСЭ. – 2020. — № 1. — С. 206-215. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19
  3. Верховский А.И. Россия на Голгофе (Из походного дневника 1914–1918 гг.). Петроград: 5-я гос. типография, 1918. — 141с.
  4. Галушко Ю.А., Колесников А.А. (сост.). О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. — М.: Воениздат, 1990. — 368 с. ISBN 5- 203-00851-5
  5. Грандпре К. Падение Порт-Артура; пер. с фр. Хвостова. — СПб.: изд. В. Березовского, 1908. — 156 с.
  6. Дороболюк Т.Б., Калачевский Б.А., Носов А.В. Менеджмент образования в приоритетах качества: монография. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. — 247 с. ISBN 5-93204-183-8
  7. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / Под ред. Л.Г. Бескровного. — М.: Воениздат, 1956. — 687 с.
  8. Егорычев А.М., Кувакина Е.С. Сущность, содержание и необходимость формирования гражданской позиции у выпускников отечественных вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.253-264. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.22
  9. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О.Н. Астафьева, Л.Б., Зубанова, Н.Б. Кириллова, др.; отв. ред. Н.Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 292 с. ISBN978-5-7996-2527-6
  10. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). – С. 240-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837045
  11. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. — 252 с. ISBN 5-94356-040-8
  12. Лопуха А.Д. Мировое государство и глобализация // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2019. — № 3 (20). — С. 18-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41759061
  13. Любочко О.Н. Историософские основания формирования русской военной школы // Вестник академии военных наук. — 2018. — № 2. — С. 73-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38635483
  14. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. 2-е изд., испр. — Москва: Кучково поле, 2018. — 832 с. ISBN: 978-5-9950-0745-6
  15. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева.  — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  16. Рязанов А.В., Морохова Е.И. Политическая культура России: динамика и направленность // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 154-157. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.31
  17. Соломатин Е.В., Мацакова В.М. Профессиональная компетентность российских офицеров как ценность управленческой деятельности // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С. 38-47. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04
  18. Троценко К.А. Боевые действия в Сирии – развитие способов ведения общевойскового боя и операции или частный случай? // Военная мысль. — 2020. — № 11. — С. 6-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44369751
  19. Федосеева И.А., Зотов А.А. Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32748534
  20. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 71-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23602025

Библиографическая ссылка:

Лопуха Т.Л., Марковчин С.Г. Развитие системы профессионального воспитания курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.140-150. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.13