ISSN 2409-7616

Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., Зотова Т.А., Наличникова И.А., Ярцев А.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.12

УДК 378

Егорова Ю.Н.1 (Оренбург, Россия) — E-mail: egorova333@rambler.ru, Генварева Ю.А.1 (Оренбург, Россия) — E-mail: genvar@mail.ru, Зотова Т.А.1 (Оренбург, Россия) — E-mail: mansi80@mail.ru, Наличникова И.А.1 (Оренбург, Россия) — E-mail: nal-inna@yandex.ru, Ярцев А.А.1 (Оренбург, Россия) — E-mail: art-yarc@yandex.ru

1Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»

Аннотация. В статье рассматривается понятие «профессиональная самореализация студента», его сущность, место и роль в профессиональной деятельности будущего инженера путей сообщения с точки зрения педагогического сопровождения. Целью данной научной работы стало определение эффективных форм педагогического сопровождения профессиональной самореализации студента железнодорожного вуза.  Основы профессиональной самореализации обучающихся закладываются во время обучения в железнодорожном вузе, как и основы профессионализма. Авторами выявлены педагогические закономерности и принципы, которые являются определяющими для профессиональной самореализации студента. Представлена опытно-экспериментальная работа по определению оптимальных условий педагогического сопровождения профессиональной самореализации студента железнодорожного вуза. В ходе исследования авторы пришли к выводу, что профессиональная самореализация обучающихся состоится в том случае, если будет осуществляться целенаправленное и системно-организованное педагогическое сопровождение образовательного процесса. Результаты проведенного анализа позволяют авторам рассматривать педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студента железнодорожного вуза как совокупность педагогических условий по организации взаимодействия студентов и преподавателей в образовательной среде железнодорожного вуза, которое направленно на самореализацию студентов в профессиональной сфере.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение; самореализация; самореализация студента; профессиональная самореализация студента; профессиональное образование.

Литература:

  1. Бережнова Л.Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. — 2005. – № 5. – С.109-123. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12853750
  2. Тряпицына А.Н. Современные тенденции развития педагогической науки. Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. – СПб.: РГПУ, 2000. – С.24-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21449704
  3. Психология самореализации профессионала: монография / под ред. Е.В.Федосенко. – СПб.: Речь, 2012. – 157 с. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=21166025.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Питер, 2010. — 282 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20061379
  5. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. – 1994. –№ 5. – С. 16–21.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21956309
  6. Романов В.А., Кормакова В.Н. Реализация технологии коучинга в педагогическом сопровождении учебно-профессиональной самореализации студентов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2013. № 12. — (31). — С. 106-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20872221
  7. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.  — 144 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20097315
  8. Лайкина Т.А. Педагогическое сопровождение формирования творческой самореализации студентов в деятельности гуманитарных кафедр вуза // Гуманитарные науки и образование. — 2010. — № 2 (2). — С. 109-112. — С.110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13083096
  9. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 3. — С. 13. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  10. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Профессиональная адаптация инженеров путей сообщения // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — С. 14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37292587
  11. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 1 (74). — С. 32-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37247271
  12. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21663750
  13. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки  //Образование и саморазвитие. — 2015. — № 4 (46). — С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25337
  14. Ангеловский А. А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. — №2-3. — С.512-521. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17304947
  15. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Ин-т практической психологии, 1996. – 256 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26550461
  16. Климанов А.М.Этапы становления теории профессиональной самореализации как компонента профессиональной успешности // Педагогика и современность. — 2016. — № 2 (22). — С. 74-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26009452
  17. Schneider R. Kompetenzentwicklung durch Forschendes Lernen? // Journal Hochschuldidaktik. — 2009. — № 2. — P. 33–37. DOI: 10.17877/DE290R-15892
  18. Schneider R., Wildt J. Forschendes Lernen in Praxisstudien – Ein hochschuldidaktisches Konzept zur Förderung professioneller Kompetenzen in der Lehrerbildung // Journal Hochschuldidaktik. — 2007. — № 2. — P. 11–15. DOI: 10.17877/DE290R-8584
  19. Николаев А.Н. Ценностные ориентации как фактор представлений молодежи о возможностях самореализации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015. — — № 2. С. 229-233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25715513
  20. Генварева Ю.А. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школ // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 323. — С. 312-315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13418777
  21. Попова О.И. Имидж преподавателя: проблема самореализации в образовательном взаимодействии // Педагогическое образование в России. — 2011 — № 4. — С. 224-232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17051982
  22. Саркисьян Т.Н., Яблонская Л. В. Имидж преподавателя как социокультурный компонент// Общество: философия, история, культура. — 2016. — № 3. — С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25673248
  23. Соломахина Т.А. Коммуникативные универсальные учебные действия как фактор саморазвития и самореализации личности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2016.  — № 24-1. — С. 137-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25730990.
  24. Селезнева Е.В. Самоотношение и самореализация в структуре акмеологического развития человека // Мир психологии. — 2016. — № 1 (85). — С. 249-261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26599402
  25. Сысоева Е. Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. -Т. 6., № 4(21). —  С. 209-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32283597
  26. Манакина Е.М. Профессиональная самореализация студентов в контексте реформирования системы российского профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № 6. — С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29862024
  27. Немова Я.С.Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования. — 2019. — № 15 (69). — С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39184340
  28. Киенко Е.В., Морозова И.С. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2010. — № 3 (43). — С. 69-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15166239 
  29. Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Факторы и риски успешной самореализации студента в образовательном пространстве вуза / Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: монография. -Уфа.: Аэтерна, 2016. – С. 61-76.  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25990792

Библиографическая ссылка:

Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., Зотова Т.А., Наличникова И.А., Ярцев А.А. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации обучающихся железнодорожного вуза // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.130-139. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.12