ISSN 2409-7616

Кузнецов А.С.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.10

УДК 37.01

Кузнецов А.С.1 (Омск, Россия) E-mail: zavalov.artem@yandex.ru

1Омский государственный педагогический университет

Аннотация. Детское общественное объединение является эффективным инструментом социального воспитания детей и подростков. Педагогика детских общественных объединений имеет свою историю, как в России, так и за рубежом. Формирование современных детских общественных объединений вызывает настороженное отношение тем, что оно происходит на основе советского опыта. Детские общественные объединения в СССР создавались политическими и политизированными организациями. Встречаются попытки использовать опыт США и Европы в этом вопросе, заимствовать чужие модели воспитания. Однако, российский и зарубежный опыт очень сильно отличаются. Используются разные теоретические основы и решаются различные воспитательные задачи. Зарубежный опыт, основанный на теориях социального научения и прагматических действий нельзя использовать для патриотического воспитания детей и молодежи. На этой основе можно формировать социальные навыки и компетенции действия, но не активную патриотическую позицию, основанную на любви к Отечеству. Патриотическое воспитание детей и молодежи – одна из ключевых проблем современного российского общества. В этом смысле, педагогика детского общественного объединения – преемственный педагогический феномен, в котором сложились инвариантные подходы и решения, действующие и без политизации. Автором приведены условия эффективности патриотического воспитания детей и молодежи в детских общественных движениях. Вместе с тем, информационные подходы в патриотическом воспитании уступают место деятельностным, иностранный опыт может дополнять российские модели.

Ключевые слова: детское общественное объединение, социальное воспитание, патриотическое воспитание, модель, теоретические основы, условия эффективности.

Литература:

  1. Асриев А.Ю. Региональные ресурсы развития кадетского образования // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2019. – № 2 (19). – С. 119-124 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41311324
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта: монография. – М.: Алетейя, 2003. – 272 с.
  3. Silverberg B. Too Much Go, Not Enough Slow: Navigating the Challenges of Adolescence / Benjamin Silverberg // Primary Care: Clinics in Office Practice. – 2020. – Vol. 47, Is. 2. – P. 99-125 DOI:https://doi.org/10.1016/j.pop.2020.03.002
  4. Newman B.M., Newman P.R. Theories of Adolescent Development / Barbara M. Newman, Philip R. Newman. – Kingston, RI, United States: Academic Press, 2020. – 444 р. DOI:https://doi.org/10.1016/C2017-0-03324-4
  5. Ramutsindela M. Social Movements / M. Ramutsindela // International Encyclopedia of Human Geography. – Coventry, UK: University of Warwick, 2020. – P. Pages 257-262. DOI:https://doi.org/10.1016/B978-0-08-102295-5.10866-2
  6. Tilly L. Social Movements, History of: General / L. Tilly // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). – Orlando, FL, USA: University of Central Florida, 2015. – P. 442-446 DOI:https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.62070-6
  7. Bradya B, Chaskin R.J., Mc.Grego C. Promoting civic and political engagement among marginalized urban youth in three cities: Strategies and challenges / Bernadine Bradya, // Children and Youth Services Review. – 2020. – Vol. 116. – P. 105-184 DOI:https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105184
  8. Аманацкий Ю.В., Алиев Я.Л. Возрождение патриотизма и актуальные проблемы патриотического воспитания в России: монография. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2020. – 229 с.
  9. Асриев А.Ю., Маврин С.А., Маврина И.А. Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России // Армия и общество. – 2015. — № 1(44). – С. 67-70, С.68 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24079045
  10. Altahmazi T.H. Collective pragmatic acting in networked spaces: The case of #activism in Arabic and English Twitter discourse // Lingua. – 2020. – Vol. 239. – P. 102 – 137 DOI:https://doi.org/10.1016/j.lingua.2020.102837
  11. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. – Новороссийск: РИО ФГБОУ ВО «ГМУ им. Ф. Ф. Ушакова», 2018. – 198 с.
  12. Bonnesen L. Children’s lived citizenship learning processes: Impact of a voluntary approach / Lærke Bonnesen  // Children and Youth Services Review. –2020. – Vol. 110. – Article  104807 DOI:https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104807
  13. Drury, J. Social Movements: A Social Psychological Perspective // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). – Orlando, FL, USA: University of Central Florida, 2015. – P. 447-453 DOI:https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.24094-4
  14. Costaa C.S. BatistaaInês J.S. Almeidaa Marluci Menezes et al. Exploring teenagers’ spatial practices and needs in light of new communication technologies // Cities. – 2020. – Vol. 98. – Article 102574. DOI:https://doi.org/10.1016/j.cities.2019.102574
  15. Алиева Л.В. Детское движение субъект воспитания: Монография. -М.: Макс-Пресс МГУ, 2002. — 224 с.
  16. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим: монография. – Тверь: Научная книга, 2007. – 112 с.
  17. Геворкян, А.А. Предпосылки возникновения и развития детских и молодежных объединений в России в XVIII-XIX вв. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – 2(1047). – С. 130-136 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15581509
  18. Ковшов Р.В. Детское движение русского зарубежья — преемник традиций русского дореволюционного детского движения // Непрерывное образование. – 2019. – № 2 (28). – С. 55-59. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374520
  19. Куртеева Л.Н. Становление и перспективы развития современных детских общественных организаций России // Наука и школа. – 2009. – № 4. – С. 7-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19226351
  20. Лазарева А.Г. Детское общественное движение региона — один из путей формирования культуры межнационального общения (на примере Ставропольского края) // Известия Южного федерального университета. – 2014. — №5. – С. 83-90 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21540058
  21. Окольская Л.А. Модернизационные и консервативные изменения в постсоветской социальной политике в отношении детей // Вопросы образования. – 2019. — № 2. – С. 262-292 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38246981
  22. Gliński P. Environmentalism among Polish youth: A maturing social movement? // Communist and Post-Communist Studies. – 1994. – Vol.27, Is.2. – P. 145-159 DOI:https://doi.org/10.1016/0967-067X(94)90022-1
  23. Montague P., Pellerano M.B. History of the US Environmental Movement (Revised 10 January 2012) // Encyclopedia of Toxicology (Third Edition). – Bethesda, MD, USA: US National Library of Medicine, 2014. – P. 918-943 DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-386454-3.00680-1
  24. Мартюшов Л.Н. О природе и сущности патриотизма и задачах патриотического воспитания // Педагогическое образование в России. – 2018. — № 3. – С. 26-24 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32718700
  25. Дахин, А.Н., Авдющенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии. – 2020. – №1. – С. 32-40 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895795

Библиографическая ссылка:

Кузнецов А.С. Патриотическое воспитание в детском общественном объединении: российские и зарубежные подходы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.111-119. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.10