ISSN 2409-7616

Старовойтова Л.И., Дирксен Н. В.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.09

УДК 37.043

Старовойтова Л.И.1(Москва, Россия) — E-mail: starovojtova@list.ru, Дирксен Н. В.2 (Москва, Россия) — E-mail: starovojtova@list.ru

1Российский государственный социальный университет

2Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научных основ методических рекомендаций к организации процесса педагогического сопровождения социальной адаптации детей-мигрантов в российском образовательном пространстве. В целом, как считают авторы, решение этих и других вопросов, требует внедрения более гибких механизмов интеграции и адаптации мигрантов и членов их семей, таких как Центры культурно-языковой адаптации при школах или иных учреждений социальной сферы страны с использованием самых разных методик. Использование предложенных авторами методик, позволит на раннем периоде процесса адаптации к новой среде, выявлять существующие сложности в адаптации у ребёнка, а также успешно корректировать их через развитие его личностного и творческого потенциала, что в итоге позволит добиться успеха в адаптации к новой для него социокультурной среде. В результате проведенного исследования, авторы пришли к пониманию необходимости эту работу продолжать и расширять, концентрируясь на проблемах подрастающего в семьях мигрантов молодого поколения. Считаем, что проблему успешной адаптации может решить комплексная программа социально-педагогических и социально-психологических мер, ориентированная на организацию общения и взаимодействия детей-мигрантов в новой социокультурной среде, их интеграцию в российское общество, с учетом индивидуальных способностей, без потери их национальной идентичности.

Ключевые слова: ребенок-мигрант, социальная адаптация, арт-терапия, адаптация детей-мигрантов, социально-педагогическое сопровождение, социокультурная среда, критерии социальной адаптации, образовательное пространство, развитие творческого потенциала.

Литература:

  1. Алдошина М.И. Основы поликультурного образования. Учебное пособие. – Москва-Берлин: Изд-во Директ-Медиа, 2014. – 260 с. ISBN 978-5-4475-3082-2
  2. Амирова С.М. Роль образовательной среды в социальной адаптации детей-мигрантов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – 387 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27695211
  3. Волобуева Н.А. К вопросу о социокультурной адаптации детей и подростков из семей беженцев и вынужденных переселенцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. — №11. – С. 191-193. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25451892
  4. Воробьева О.Д. Интеграция мигрантов: избирательный подход к различным категориям и компенсирующий эффект внешней миграции / О.Д. Воробьёва, А.В. Топилин // Миграционное право. – 2019. — №1. – С. 29-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37109556
  5. Деминцева Е.Б. Этнические VS социальные границы. Дети мигрантов в школе // Этнографическое образование. – 2019. – №2. – С. 98-113. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37793465
  6. Журлова И.В. Социально-педагогическая работа по социализации детей из семей мигрантов. – Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. – С. 178-183. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27234898
  7. Забавнова М.В. Исследование самооценки детей-мигрантов в условиях социально-психологической адаптации к школе. – Пенза: Изд-во: «Наука и Просвещение», 2018. — С. 183-187. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32669620
  8. Забавнова М.В. Тревожность детей мигрантов как реакция на процесс социально-психологической адаптации в образовательном пространстве школ. — Владимир: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2018. — С. 113-119. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35610164
  9. Забавнова М.В.  Мониторинг качества социально-педагогической работы с детьми мигрантов / М.В. Забанова, М.В. Данилова // Перспективы науки и образования. – 2018. — №3(33). – С. 306-311. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204137
  10. Зборовский Г.Е. Обучение детей-мигрантов как проблема их социальной адаптации / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. – 2013. — №2(346). – С. 80-91. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18863684
  11. Иванова З.И. Недетские проблемы детей-мигрантов / З.И. Иванова, И.П. Прядко // Экономика и предпринимательство. – 2017. — №2-1(79). – С. 1154-1158. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28791134
  12. Камалова Л.А. Проблемы психологической и социокультурной адаптации детей мигрантов. – Уфа: Изд-во: ООО «Аэтерна», 2017. — С. 106-108. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28403182
  13. Комарова Н.М. Социокультурная адаптация и интеграция детей и молодежи из семей мигрантов как стратегическое направление миграционной политики государства // Социальная работа в области защиты детей в России и Германии: современное состояние и перспективы развития: матер. конф. – М.: Московский государственный областной университет, 2018. — С. 87-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36485488
  14. Лавринец Е.А. Особенности социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов // NOVAUM.RU. — 2017. — №10. — С. 345-347. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32351075
  15. Макарова В.А. Проблема социально-психологической адаптации детей мигрантов в современной России / В.А. Макарова И.В. Иванова // Вестник Калужского университета. — 2015. — №2. — С. 65-70. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25414726
  16. Мутаев У.К.  Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в российское общество // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2019. — №4(56). — С. 155-158. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42498625
  17. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики. – 2018. — №4. – С. 645-660. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660
  18. Нестерова А.А. Критерии эффективности социально-психологической поддержки процесса этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов // Социальная работа в области защиты семьи и детей: традиционные подходы и инновационные технологии. матер. конф. – М.: Московский государственный областной университет, 2019. – С. 216-224. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41269499
  19. Портнова Т.В. Интеграция и адаптация детей-мигрантов через образование // Мир науки. — 2017.  — Том 5, №6. — С. 47. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32581559
  20. Проскурня И.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов: способы решения проблемы // Обучение и воспитание: методики и практики. — 2015. — №24. — С. 148-156. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25144958
  21. Синякова Г.А. Адаптация и языковая интеграция детей мигрантов в культурное поле Российской Федерации / Г.А. Синякова, Л.М. Соколова // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. — 2018. — №4(22). — С. 58-64. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32627773
  22. Старовойтова Л.И. Дети-мигранты в России: проблемы социальной адаптации и интеграции // Социальная работа в области защиты детей в России и Германии: современное состояние и перспективы развития: матер. конф. – М.: Московский государственный областной университет, 2018. — С. 109-113. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36485492
  23. Старовойтова Л.И. Система социальной защиты населения как механизм социальной политики РФ в настоящее время. – М.: Изд-во: Перспектива, 2014. — С. 6-9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22726402
  24. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. — №1(36). – С. 219-222. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11582201
  25. Тайполотова Э.А. Социальные проекты в области поддержки детей из семей мигрантов: опыт Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры // Социальная работа в области защиты семьи и детей: традиционные подходы и инновационные технологии. матер. конф.– М.: Московский государственный областной университет, 2019. — С. 247-253. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41269413
  26. Фурса С.М. Психологические проблемы детей из семей мигрантов / С.М. Фурса, О.В. Дацко // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1795-1797. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26425125

Библиографическая ссылка:

Старовойтова Л.И., Дирксен Н. В. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.99-110. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.09