ISSN 2409-7616

Черномазов И.С.

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.07

УДК 37.03

Черномазов И.С.(Пермь, Россия) E-mail: chernomazov22@yandex.ru

1Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. Проблема самообразования занимает важное место в системе профессиональной подготовки курсантов военных вузов. В статье анализируется различные подходы к рассмотрению вопроса о самостоятельной подготовке курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению, как воспитательной работы, так и к самообразованию. Автор разделяет точку зрения ученых о том, что образовательная среда военного вуза не в достаточной мере способствует формированию самообразовательной деятельности курсантов и, в ряде случаев, при усилении внимания к формированию военно-профессиональных знаний, умений и навыков упускается решение педагогической задачи формирования самообразовательной компетенции у курсантов. Автор предлагает способ решения данной проблемы в педагогическом обеспечении метакогнитивных стратегий непрерывного самообразования курсантов военного вуза. Выделены и охарактеризованы метакогнитивные стратегии: стратегии планирования, предполагающие составление и реализацию плана воспитательной работы, формулировку поставленных целей, построение содержания воспитательной работы; стратегии наблюдения, полагающие самоанализ и применение теории воспитания в практике взаимодействия с личным составом; стратегии регуляции, обеспечивающие регулирование процесса своего учения для предстоящей профессиональной деятельности, самоконтроль своих действий, умение анализировать последовательность выполнения задания, волевая регуляция. Описана технология обучения курсантов использованию метокогнитивных стратегий в деятельности. Обеспечение метакогнитивных стратегий непрерывного самообразования курсантов позволит осуществить метакогнитивную регуляцию познавательной деятельности курсантов, повысить эффективность их учебно-профессиональной подготовки.

Ключевые слова: метакогнитивные стратегии, метакогнитивные навыки, метапознание, самообразование, саморегуляция, учебная деятельность, познавательная деятельность, курсант.

Литература:

  1. Ажимов О. В., Петрусевич А. А. Формирование готовности курсантов к воспитательной деятельности в воинских подразделениях // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2018. — №4 (75). — С. 37-41.  DOI: https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-14007
  2. Алиев А.А., Аниканов М.В. Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в опытно-экспериментальной работе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2018. — №2 (78). — C. 186-190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35434796
  3. Баяхметов С.У. Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — №2. — С. 64-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26186589
  4. Бызовa В.М., Периковa Е.И., Ловягинa А.Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал. — 2019. — № 73. — С. 126-140. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/73/8
  5. Вербицкий А.А., Кофейникова Ю.Л. Проблема формирования метакогниций студента в контекстном образовании // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 4. — С. 118-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32231930
  6. Евдокимова М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку // Вестник московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2018. — № 2 (796). — С. 111-125. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35246463
  7. Елагина В.С. Принципы организации самостоятельной работы курсантов военного вуза // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 5-1. — С. 49-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23494266
  8. Золотарев В.А. Диагностика готовности к профессиональному самообразованию курсантов военного вуза // Казанский педагогический журнал. — 2017. — №1 (120). — С. 93-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28911482
  9. Лызь Н.А. Виды и формы педагогического знания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2014. — №6. — С. 40-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22703298
  10. Лизвинский Я.В. Основные задачи и направления деятельности куратора учебных центров ФСИН России // Человек: преступление и наказание. — 2014. — №1 (84). — С. 159-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21588978
  11. Маргарьян А.Ю. Развивающие возможности организации самообразования курсантов в процессе обучения педагогике // Вестник санкт-петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2020. — №3 (12). — С. 23-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44199739
  12. Страбыкин А.Г. Самообразование курсантов военного вуза // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2016. — №1 (6). — С. 106-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=26233328
  13. Медведев И.Ф. Категориальный анализ самообразования // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — №6. (55). — С. 96-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25422188
  14. Медведицкова Л.В. Развитие самообразования курсантов в процессе профессиональной подготовки // Научные исследования и образование. — 2016. — №1 (21). — С.39-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25654354
  15. Подпорин И.В. Самообразование студентов как фактор повышения социально-профессиональной мобильности курсантов вузов МВД // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2018. — №1 (77). — С. 81-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36512419
  16. Расщепкина Н.А. Общекультурные компетенции как компоненты инновационного потенциала студента технического вуза // Научное мнение. — 2015. — Т. 4, №2. — C. 22-28. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23603928
  17. Трухин А.В. Сущность самообразовательной деятельности в военно-педагогическом процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — №3 (24). — С. 240-243. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35707831
  18. Черномазов И.С. Систематическое привлечение курсантов к решению учебно-воспитательных задач как условие готовности к воспитательной работе // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». — 2020. — №9 (127). — С. 415-418. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p415-418
  19. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. — 1976. – No. 34. — P. 906-911. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
  20.  Korchagina G.I., Ivutina E.P., Derisheva V.A., Bogodukhova E.M., Lavrik O.V., Dubrovina D.A. Goal-setting as a metacognitive ability of personality // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. — Vol. 7. — No. Special Issue. — P. 1234-1241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43221099

Библиографическая ссылка:

Черномазов И.С. Метакогнитивные стратегии непрерывного самообразования курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.76-84. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.07