ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.43

Теличева Елена Геннадьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск Россия, РИНЦ SPIN-код: 6151-3053, E-mail: telicheva_e@mail.ru

Аннотация. В контексте заявленной темы, фокус исследования направлен на определение роли проектной деятельности в подготовке компетентных специалистов и решении отраслевых проблем, в частности туризма.  Социально-экономические изменения в обществе привели к необходимости модернизации системы образования. К выпускникам, в частности высших учебных заведений, рынок труда предъявляет высокие требования, что нашло отражение в положениях профессиональных стандартов. Перед образовательными организациями поставлена задача – формирование специалистов новой формации, с высоким уровнем компетенций. Отрасль туризма нуждается в высококвалифицированных кадрах. Реализация мероприятий в рамках целевых программ, стратегий развития, под силу специалистам с инновационным подходом, гибким, ситуационным мышлением, владеющих методами научно-исследовательской, творческой, проектной деятельности. Гипотеза исследования строится на утверждении о том, что включение проектной деятельности в структуру образовательного процесса создаст предпосылки для формирования ситуационного мышления, оригинальных предложений, идей, решений, воплощенных в проектах обучающихся. Материалы и методы. Изучены и проанализированы научные публикации по теме исследования; структура и содержание ФГОС ВО 3++, профессиональные стандарты в сфере туризма; направления развития национального туризма на государственном уровне. Применены общенаучные методы – систематизация, анализ, дедукция. В образовательной практике, внедрение проектной деятельности в учебный процесс рассматривается как инновационный ресурс, позволяющий обучающимся качественно осваивать образовательные программы. Внедрение проектной деятельности в структуру образовательного процесса позволит сформировать необходимые для специалиста в сфере туризма компетенции, для создания конкурентоспособного продукта.  Изучение отечественного и зарубежного опыта по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс, подтверждают доводы о том, что выпускники образовательных организаций должны быть компетентны в профессиональной деятельности. Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей, логического мышления мотивацию развития познавательных интересов будущего специалиста.  В статье представлены результаты внедрения проектной деятельности в образовательный процесс высшего учебного заведения.

Ключевые слова: образовательные организации, образовательный процесс компетентность, проектная деятельность, творческое мышление, методология, практический опыт.

Литература:

  1. Архипова О.В., Воронцова Г.Г. Проектная деятельность в вузе: развитие дизайн-мышления участников образовательного процесса // Сборник: Туризм и образовательные технологии. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет,  2019. – С. 78-84. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42791695
  2. Воливок О.А., Ковалев Р.С.  Проблемы развития экологического туризма, сдерживающие устойчивое развитие туристской отрасли и региона в целом(на примере Приморского края) //Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. — Т.8, № 2(27). – С. 157-159. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38499883
  3. Данилова А.В., Юрочкин А.Г. Проектная деятельность и исследовательская деятельность студентов в вузе // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2015. — № 2(15). – С. 169-172. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25939016
  4. Ерофеева О.Г. Проектная деятельность как средство профессиональной самореализации студенческой молодежи в вузе // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых – 2019. — №38(57). — С. 20-40. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413727
  5. Жданова Е.Ю. Проектная деятельность как средство формирования научно-исследовательской компетенции у студентов вузов // Научное отражение. – 2017. — № 5-6 (9-10). – С. 69-70. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=32675139
  6. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. – 2018.- Т.20, № 2. – С.32-39.  URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32561581
  7. Колосова В.В. Проектная деятельность: совершенствование коммуникативных навыков в неязыковом вузе // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2019. — № 3. – С. 40 – 46. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2019.3.
  8. Ковров В.В. Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества подготовки студентов в вузе // Гуманитарные науки (г. Ялта) – 2019. — № 1. – С. 63-67. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37173645
  9. Ковров В.В. Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов в вузе //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. — № 62-2. — С. 119-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37003480
  10. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. – 2018. — №  4. – С. 104 – 112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36344908
  11. Люкина А.С., Красильникова О.А. Проектная деятельность как элемент образовательного процесса в вузе //Стратегические ориентиры современного образования. Сборник научных статей. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет,  2020. С. 98-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44177901
  12. Левчук С.В. Проектная деятельность в вузе как условие развития познавательной активности студентов // Прикладная юридическая психология. – 2019.- № 3(48). — С. 68-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39566075
  13. Мокляк Д.С., Шефер О.Р., Лебедева Т.Н. Проектная деятельность студентов как основа продуктивного обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского гуманитарного педагогического университета. – 2019. — № 5. — С. 114-130. DOI: 10.25588/CSPU.2019.61.37.009
  14. Пяткова С.Г. Формирование проектной профессиональной компетенции у бакалавров сферы туризма // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. – 2017. — № 1-2. – С. 43-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29093331.
  15. Пьянкова Л.А., Хомичева В.В. Проектная деятельность в вузе как условие формирования мотивационного ценностного компонента профессионального самоопределения студентов технического университета // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. — № 3(59). – С. 86-90. DOI: 10.24158/spp.2019.3.14
  16. Садова Н.Г., Рассказова В.Н., Джевага А.В., Рассказова М.Е., Матиенко Л.М. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов в медицинском вузе // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. — № 49. – С. 118-121. URL: https:/elibrary.ru/item.asp?id=27169627
  17. Сафонова К.И., Подольский С.В. Проектная деятельность в вузе: планирование проектов и оценка результативности их реализации // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 5(49). – С. 83-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35022034
  18. Сазонова Е.С., Лазуренко Н.В., Кулабухова Л.Н. Типология социальных проектов в сфере образования  // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. — Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 28-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42844423
  19. Стефанович Ю.Д, Бутева В.Е. Проектная деятельность как вид обучения монологическому высказыванию в вузе // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодежью. – 2020.- № 1. — С. 337 – 342. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43756510
  20. Фирулина Е.Г. Проектная деятельность в вузе как метод развития профессиональных компетенций студентов // Российская школа связей с общественностью. – 2019. — № 15. – С. 103-113. URL: https://elibraru.ru/item.asp?id=41608380
  21. Шкурова А.А. Опыт вовлечения студентов в проектную деятельность в вузе // Глобальный научный потенциал. — 2019. — № 6(99). – С. 69-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39385443

Библиографическая ссылка:

Теличева Е.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.498-510. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.43