ISSN 2409-7616

Рубаева В.П., Малиева З.Н.

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.42

Рубаева Валентина Павловна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), Владикавказ, Россия, SPIN-код: 9690-9366, E-mail: rubayeva65@mail.ru

Малиева Залина Ноховна —кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, SPIN: 5718-2801, E-mail:  zalina.maliyeva@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу контекстного подхода в обучении английскому языку как эффективной технологии погружения в иноязычную среду, в которой основная цель заключается не столько в овладении обучающимися определенным объемом академических знаний, сколько в формировании способности к осознанию и применению полученных знаний и навыков при решении профессионально-важных задач, а также для полноценного участия в общественной жизни. Контекстное обучение в статье нами представлено как проектирование в учебно-воспитательном процессе разнообразных контекстов жизни и профессиональной деятельности, при котором выбор форм, методов и технологий обучения осуществляется в контексте теоретического и практического содержания будущей профессиональной деятельности работника. При реализации контекстного обучения, которое отличается направленностью на контекстное моделирование содержания, будущей профессиональной деятельности, студенты вовлекаются в учебно-воспитательный процесс, в результате которого обучающиеся разрабатывают различные проекты с элементами будущей профессиональной деятельности, выполняют исследовательские и практические работы, прорабатывают профессионально-направленные кейсы, основанных на интеллектуальных дидактических компонентах адаптивных образовательных систем в сочетании с интерактивными методами совершенствования универсальных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций. На данном этапе осуществляется совершенствование перечисленных компетенций за счет трансформации знаниецентристкой модели обучения в профессионально-ориентированную образовательную систему, направленную на формирование у обучающихся универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, реализуемую через системное насыщение образовательного процесса элементами профессиональной деятельности, основанную на компетентностном подходе и направленную на формирование у студентов – будущих работников готовности к созидательным и ответственным действиям на следующих этапах образовательного процесса.

Ключевые слова: контекстное обучение, английский язык, обучение английскому языку, погружение в иноязычную среду, аудирование, говорение, чтение, перевод, письмо, контекст.

Литература:

  1. Апасова А.С. Контекстное обучение в системе подготовки будущих юристов // Новая наука: психолого-педагогический подход. — 2017. — № 1. — С. 11-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28842086
  2. Бутина Ю.В., Кораблина М.В. Формирование профессиональной компетентности в процессе обучения иностранному языку // Современные наукоемкие технологии. — 2019.-  № 7. — С. 146-150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39166014
  3. Вербицкий А.А. Иноязычное образование в контексте профессии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2018. — № 2 (796). — С. 126-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35246464
  4. Енина А.В. Особенности использования контекстного подхода при обучении иностранным языкам младших школьников // Вопросы педагогики. — 2019. — № 4-2. — С. 101-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37402862
  5. Кизима А.А., Воленко О.И. Танцура Т.А. Организация профессиональной языковой пропедевтики в вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2 (24). — С. 217-224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167316
  6. Макарова Е.Н. Отражение коммуникативной цели в языковой структуре // Верхневолжский филологический вестник. — 2019. — № 2 (17). — С. 171-177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38318185
  7. Нехаева О.Г., Борисова А.А. Деловые игры как способ развития Negotiating SkillS на английском языке // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 2 (19). — С. 38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506008
  8. Парамонова М.И. Реализация интерактивного и контекстного подходов к обучению иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. — 2018. — № 3 (12). — С. 118-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36315437
  9. Паршуткина Т.А. Конструктивистские теории и методики, заложенные в разработку контекстного подхода к обучению иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2019. — Т. 25, № 1. — С. 186-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525979
  10. Савичева И.А. Современные теории обучения // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — С. 40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135359
  11. Танцура Т.А. Контекстное обучение иностранному языку в профессиональной подготовке студентов // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 238-239. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35576108
  12. Уваров В.И. Самостоятельная работа как необходимый ресурс повышения качества обучения иностранному языку в неязыковом вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1 (23). — С. 195-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42771120
  13. Brown R. Incidental vocabulary acquisition from reading, reading-while-listening, and listening to stories // Reading in Foreign Language. — 2018. — № 20. — P. 136-163.
  14. Felps D., Gutierrez-Osuna R. Developing objective measures of foreign-accent conversion // IEEE Transactions on Audio, Speech & Language Processing (TASLP). — 2016. — Vol. 18(5). — Р. 1030–1040. DOI: 10.1109/TASL.2009.2038818
  15. Calhoun S. The interplay of information structure, semantics, prosody, and word ordering in Spanish intransitives // Laboratory Phonology: Journal of the Association for Laboratory Phonology. — 2018. — Vol. 9(1). — P. 21-30. DOI: http://doi.org/10.5334/labphon.65
  16. Wongranu P. Errors in translation made by English major students: A study on types and causes // Kasetsart Journal of Social Sciences. — 2017. — Vol. 38(2). — P. 117-122. DOI: https://doi.org/10.1016/j.kjss.2016.11.003

Библиографическая ссылка:

Рубаева В.П., Малиева З.Н. Контекстное обучение английскому языку как технология погружения в профессиональную среду // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.490-497. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.42