ISSN 2409-7616

Кудрявцева В.В.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВВ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.45

Кудрявцева Виктория Викторовна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстрадно-джазового искусства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, E-mail: vv.kudryavceva@mpgu.su

Аннотация. Необходимость изучения национальных традиций в области музыкального образования побуждает к исследованию его истории для дальнейшего поиска путей развития отечественной музыкальной культуры и решения актуальных проблем современности. В статье анализируется система музыкально-педагогического образования в досоветском и советском пространстве, особенности и тенденции этого периода в контексте политической, экономической и культурной ситуации в стране. Автор считает, что изучение опыта прошлого, способствует решению ряда образовательных проблем, касающихся подготовки высокопрофессиональных кадров для учреждений культуры и искусства страны.  Значительным достижением для музыкального образования в России в исследуемый период стало формирование русских национальных школ во всех областях музыкального искусства и системы подготовки музыкально-педагогических кадров. Такая система до сих пор не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Анализ и обобщение опыта в области профессионального музыкально-педагогического образования, представляется весьма перспективным и актуальным в период глобальных структурных изменений, определяющих состояние современного гуманитарного образования в Российской Федерации.  Подобная необходимость вызвана, в первую очередь, возможностью обобщения теоретических методов и концепций в контексте поиска новых эффективных форм организации процесса профессионального обучения. Современная жизнь постоянно диктует необходимость поиска путей обновления и развития отечественной системы музыкально-педагогического образования, однако, при этом, очень важно учитывать опыт прошлых столетий в сохранении сложившихся традиций в нашем Отечестве.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальный класс, музыкальное просвещение, музыкальный педагог, научная библиотека.

Литература:

  1. Альтман Г.С. Музыкальное образование в России и за рубежом: к проблеме этнопедагогических основ музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 4(08). – С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30767458
  2. Глушкова О.Р. Особенности становления и развития образовательной деятельности Московской консерватории со времени основания и до рубежа XIX и ХХ столетий // Музыкальное искусство и образование. – 2020. — Т. 8, № 1. – С. 131-148.  DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-1-131-148
  3. Глакова Т.В. Основные концепты русской культуры в системе образования // Вестник московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2018. — №16 (811). – С. 249-258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37126336
  4. Келдыш Ю.В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с.
  5. Красовская Е. П.  Развитие сосредоточенности будущего музыканта-педагога в классе сольного музыкально-инструментального исполнительства // Музыкальное искусство и образование. — 2019. Т. 7. — № 1. — С. 131–152. DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-1-132-152
  6. Нагин Р.А. Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII – первой половины XIX веков: автореф. дис. … канд. искусств.: 17.00.02 / Нагин Роман Александрович. – М., 2011. – 25 с.
  7. Оганисян А. О., Джиджян Р. З.  Аксиоматизация гуманитарных наук – императив эпохи цифровых технологий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. — 2018. — № 3 (27). — С. 47–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35617771
  8. Пивницкая О.В. Подлинный учитель – тот, у кого хочется учиться всю жизнь // Музыкальное искусство и образование. — 2020. — Т. 8, № 3. – С. 149-158.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44070867
  9. Пивницкая О. В. Метод структурализма и его применение в процессе интонационного освоения русского песенного фольклора // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2018. — № 1(21). — С. 157–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35185241
  10. Поронок С.А. Методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 1. – С. 129-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32859442
  11. Рапацкая Л.А. Концептуальные основы содержания курса «История русской музыки» в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2018. — №1 (21). — С. 78 – 89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35185235
  12. Рапацкая Л.А. Культурно-типологический подход к анализу ориентализма в курсе “История русской музыки» // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». —  2018. —  № 2 (22).  — С.76-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36386034
  13. Торопова А.В. Становление научно-образовательной модели музыкально-психологической антропологии // Музыкальное искусство и образование. – 2020. – Т.8, №3. – С.65-81. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=44070862
  14. Торопова А.В. Музыкально-психологическая антропология как междисциплинарная область научных знаний // Музыкальное искусство и образование. – 2019. – Т.7, №2. – С.20-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39454965
  15. Флиер А.Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности (начало) // Культура культуры. – 2020. — №3. — С. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43044049
  16. Фомина З. В., Морозова А. А.  О новом ракурсе изучения духовной традиции в русском музыкальном искусстве в контексте музыкально-исторического образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — № 1 (17). — С. 67–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29185248
  17. Шапинская Е.Н. Образы прошлого в (пост)современных репрезентациях // Культура и искусство. – 2019. — №9. – С.70-82. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=41857586
  18. Щербакова А.И. Корсакова И.А. Философия. педагогика. музыка. Зарождение и развитие научной школы // Музыкальное искусство и образование. — 2020. — Т. 8, № 3. – С. 50-64. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-3-50-64 

Библиографическая ссылка:

Кудрявцева В.В. Музыкально-педагогическое образование в России второй половины XIX — первой половины ХХ вв.: историко-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.520-528. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.45