ISSN 2409-7616

Дмитриев Д.С.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.44

Дмитриев Денис Сергеевич —кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и бизнес-информатики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, РИНЦ SPIN-код: 6377-0299 / ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4945-8832, E-mail: denisdmitriev000@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных в настоящее время проблем повышения эффективности реализации образовательного процесса – проблема индивидуализации образовательной траектории обучающихся. Проведен ретроспективный анализ теоретико-методологических аспектов научных исследований в рамках становления индивидуализации (персонализации) образовательного процесса обучающихся для выявления наиболее существенных преимуществ реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в современных образовательных программах. Внимание автора сосредоточено на подходах к корректировке содержания сущности и структуры индивидуализации образовательного процесса обучающихся. Анализ показал, что рассмотренная тематика широко представлена в научных исследованиях профессионального педагогического сообщества, начиная с конца XIX преимущественно в Соединенных Штатах Америки (США). Анализ трансформации индивидуальных траекторий позволяет сформулировать ключевые преимущества их интеграции в образовательный процесс: обучающиеся самостоятельно формируют темп освоения программы; гибкость подхода как возможность осваивать материалы дисциплины в приемлемое время, как возможность корректировать расписание в соответствии с собственными потребностями; программное обеспечение и другие средства информационных технологий как вспомогательный инструмент индивидуализации; широкие возможности построения траектории и контроля процесса формирования компетенций и промежуточной аттестации в режиме «реального времен»; индивидуальная траектория подходит для различных форматов образовательного процесса; вариативность образовательных технологий и инструментов индивидуализации; повышение вовлеченности обучающихся в образовательный процесс; индивидуальное обучение ориентировано на обучающихся с разными потребностями и опытом. Автор приходит к выводу, что существенные преимущества индивидуальных образовательных траекторий обучающихся к реализации образовательных программ актуализируют проблему поиска оптимальных инструментов и технологий трансформации обучения, чтобы сделать его более целенаправленным и конкретным для каждого обучающегося.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуализация обучения, персонализация обучения, трансформация образования.

Литература:

  1. Костин Г.А., Юмашева И.А. Управление образовательной системой вуза на основе разработки и внедрения технологии индивидуальной траектории обучения // Экономика и управление. — 2020. — Т. 26, № 3 (173). — С. 315-321. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42799432
  2. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. — 2014. — № 2 (64). – С. 2-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23126487
  3. Тихонов Д.В. Проектирование индивидуального образовательного пространства обучающегося средствами геоинформационной образовательной среды // Успехи гуманитарных наук. — 2020. — №4. — С. 39-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42735213
  4. Комлева Н.В., Вилявин Д.А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов // Открытое образование. — 2020. — Т. 24, № 2. — С. 65-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42811984
  5. Полупан К.Л. Особенности построения индивидуальной траектории обучения студентов // Успехи гуманитарных наук. — 2020. — №2. — С. 56-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42489038
  6. Строгецкая Е.В., Пашковский Е.А., Бетигер И.Б и др. Индивидуальные образовательные траектории студентов в зарубежных и российских университетах // Информация–коммуникация–общество. – 2020. — Т.1. — С. 235-241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42341306
  7. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 6. — C. 1-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21405275
  8. Черняева Н.В. Проблема персонализации обучения за рубежом // Педагогическое образование в России. — 2020. — №2. — С.36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42767357
  9. Sebastian H.D., Fiedler Sebastian H.D. Personal Learning Environments: Concept or Technology? // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments. — 2011. — Vol. 2. — P. 1-11.  DOI: 10.4018/jvple.2011100101
  10. Nada Trunk S., Nastav B., Lesjak D., Sulcic V. The labour market, graduate competences and study programme development: a case study // Higher Education in Europe. —  2006. — Vol. 31, Issue 1. — P.53-64. DOI: 10.1080/03797720600861219
  11. Aithal P.S., Shubhrajyotsna A. IoT and personalized education – will it achieve the objectives of education industry 4.0? – Mangalore: Srinivas University, 2019. — 400p.
  12. Garcia-Delmuro, Ces’Ari Racine Teacher Experience with Personalized Learning: Training, Program Elements, and Teacher Role at Two Low SES Schools. — Los Angeles: University of California, 2019. — 167 p.
  13. Ваганова О.И., Павлова Е.С., Шагалова О.Г., Воронина И.Р. Технология индивидуализации обучения // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — Т. 9, № 2 (31). — С. 208-211. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42919335.
  14. Варламова В.А. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях // Современное образование: традиции и инновации. — 2020. — № 2. — С. 182-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42945786.
  15. Prain V., Cox P., Deed C. etc. Personalised learning: Lessons to be learnt // British Educational Research Journal. — 2013. — Vol. 39, Issue 4. — P. 654–676. DOI: https://doi.org/10.1080/01411926.2012.669747
  16. Learner N. Reformers, teachers, writers. Curricular and Pedagogical Inquiries // University Press of Colorado, 2019. — 179 p. ISBN: 978-1-60732-880-3
  17. Dewey J. Democracy and Education / Simon and Schuster, 1997. — 378 p.
  18. Distinguished Contribution for Applications in Psychology Award for 1976 // American Psychologist. — 1977. — Vol. 32(1). — P. 68–71. DOI: https://doi.org/10.1037/h0078483
  19. Moje E. Developing socially just subject-matter instruction: A review of the literature on disciplinary literacy learning // Review of Research in Education. — 2007. — Vol. 31. — P. 1–44. DOI: https://doi.org/10.3102/0091732X07300046001
  20. Dwivedi A., Dwivedi P., Bobek S., Sternad Z.S. Factors affecting students’ engagement with online content in blended learning // Kybernetes. — 2019. — Vol. 48, No.7. — P. 1500-1515. DOI: https://doi.org/10.1108/K-10-2018-0559
  21. Zubrinic K., Kalpic D. The Web as personal learning environment // International Journal of Emerging Technologies in Learning. — 2008. — Vol. 3.  — P. 45–58.

Библиографическая ссылка:

Дмитриев Д.С. Элементы ретроспективного анализа индивидуализации образовательных траекторий обучающихся // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.511-519. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.44