ISSN 2409-7616

Марковчин С.Г., Кравцов С.А.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.28

Марковчин Сергей Григорьевич —кандидат технических наук, начальник,  Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: nvvku@mil.ru

Кравцов Сергей Александрович —преподаватель кафедры управления подразделениями в мирное время, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 9862-1727, E-mail: kravtsov.79@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены содержание, роль и история развития управления в деятельности офицеров русской, советской и современной российской армии. Отмечается особая роль педагогической науки в формировании теоретических основ и навыков управленческой деятельности. Авторами были подвергнуты тщательному анализу, систематизации, сравнению, сопоставлению и обобщению многие исторические факторы и аспекты в развитии российской армии, касающиеся вопросов управленческой деятельности офицера, что позволило определить подходы к решению проблемы формирования организационно-управленческой компетентности в военном вузе современной России. Анализируются задачи формирования компетенций в организационно-управленческой деятельности выпускников военных вузов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Управление персоналом», определяется сущность управления и организации, применительно к военной организации. Дается определение сущности организационно-управленческой компетентности офицера, определяется ее структура и содержимое. Анализируются отличительные черты процесса формирования организационно-управленческой компетенции в военном вузе. Отмечается, что основой ее формирования служат обучение, воспитание и развитие курсантов в военно-педагогическом процессе. Проведенное исследование позволило дать определение содержанию организационно-управленческой компетентности офицера Вооруженных Сил Российской Федерации, раскрыть его сущность и структуру; выявить и обосновать положение, касающегося того, что важнейшим этапом формирования организационно-управленческой компетентности офицера является этап его обучения в военном вузе.

Ключевые слова: управленческая деятельность, формирование организационно-управленческой компетентности курсантов.

Литература:

  1. Богомолов А.Н. Показатели педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1 (23). – С. 206-215. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19
  2. Богданов С.А., Козлов О.А., Воронов С.А. Управленческая деятельность офицера Росгвардии (сущность и содержание) // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — № 4(36). — С. 81-87.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42362639
  3. Вертаев А.В. Использование метода служебно-боевых ситуаций для формирования управленческих компетенций у курсантов вузов войск национальной гвардии российской федерации // Общество: социология, психология, педагогика. — 2019. — № 4(60). – С. 114-117. DOI: 10.24158/spp.2019.4.20
  4. Денников Е.И., Боровицкий А.М. Формирование организационно-прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллектива // Молодой ученый. — 2020. — № 5. — (295). — С. 308-310.
  5. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / Под ред. д.и.н., профессора Л. Г. Бескровного. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1956. — 686 с.
  6. Ихтисанов И.И., Петкин А.В. Готовность курсантов военных институтов к управленческой деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — №7 (137). — С. 27-30.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26482049
  7. Жумаханов А.З. Подготовка курсантов к формированию социально-профессионального опыта в процессе войсковых практик // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2019. — № 2(23). — № 109-112.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39210202
  8. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). – С. 240-242. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00277
  9. Коровин Ю.Н. Теоретические подходы к организации управленческой деятельности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в системе военного управления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2018. — № 5. — С. 29-33.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35436680
  10. Коровин Ю.Н. Особенности управленческой деятельности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Научное мнение. — 2018. — № 5. — С. 36-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35000937
  11. Куршев А.В. Гражданское воспитание будущих офицеров в процессе модернизации военного образования: монография. — Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. – 136 с.     ISBN: 978-5-7882-2369-8
  12. Образцов П.И., Козачок А.И., Войцеховский А.И., Пантелеев Р.Г. Критериально-оценочный аппарат сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста / Р.Г. Пантелеев и др. // Вестник воронежского государственного университета. — 2019. – № 1 – С. 73-77.   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37278582
  13. Козачок А.И., Пантелеев Р.Г., Модель процесса формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов // Инновации в образовании. — 2019 – № 2. – С. 34 45.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36897142
  14. Коровин Ю.Н. Теоретические подходы к организации управленческой деятельности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в системе военного управления  // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2018. — № 5. – С. 29-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35436680
  15. Паньков С.В. Тенденция развития подготовки офицеров к управленческой деятельности в современных условиях // Вестник Омского государственного педагогического университета. — 2017. — № 1(14). – С. 95-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29232208
  16. Плотников Е.Г., Дашкин В.М. Технология реализации модели формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогическому взаимодействию с подчинёнными // Мир науки, культуры и образования. — 2019. — № 5(78). – С. 257-259. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-00105
  17. Пырский А.М., Вертаев А.В. Оценка уровня сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов вузов Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации // Общество: социология, психология, педагогика. — 2017. — № 6. – С. 46-51. DOI: 10.24158/spp.2017.6.8
  18. Сергиенко А.И. Педагогические условия морально-психологической подготовки курсантов в образовательном процессе военного вуза // Вестник КГУ. Т. 25. — 2019. — № 2. — С. 141-146. DOI:10.34216/2073-1426-2019-25-2-141-146    
  19. Тимочкин А.С. Проблемы формирования управленческих компетенций у младших специалистов войск национальных гвардии РФ // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4(71). – С. 242-243.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35436680
  20. Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования. Диссертация на соиск. уч. ст. док. псих. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. — Кемерово: КГУ, 2019. – 401 с.
  21. Успаленко В.Б., Плотникова Е.Г. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий // Концепт. – научно-методический электронный журнал. — 2018. — № 6. – С. 66-77. DOI: 10.24422/MCITO.2018.6.14498
  22. Холина Л.И., Серёдкин Н.А. Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к управленческой деятельности в процессе решения тактических задач // Профессиональное образование в современном мире. — 2016. — № 6(2). – С. 268-274.  DOI: 10.15372/PEMW20160211

Библиографическая ссылка:

Марковчин С.Г., Кравцов С.А. Проблемы управленческой деятельности офицера и формирование организационно-управленческой компетентности в военном вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.321-333. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.28