ISSN 2409-7616

Антонова Т.В.

ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.20

Антонова Татьяна Владимировна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории английского языка и переводоведения, факультета иностранных языков, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», Брянск, Россия. РИНЦ SPIN-код: 9903-6450, E-mail: antonova.antonova22041973@yandex.ru

Аннотация. Сегодня педагогами особенно подчеркивается значение познавательных и социальных мотивов в образовании, готовность к трудовой деятельности будущих специалистов, роль самообразования и развитие творческих способностей у обучаемых. Закономерности учебной дисциплины и основы наук укрепляют широкие познавательные мотивы в студенческом возрасте. Самообразовательная деятельность напрямую связана с перспективой работы по выбранной специальности, жизненным самоопределением. Поэтому учебная дискуссии как педагогический прием способна развивать умение ставить нестандартные задачи и находить нестереотипные решения, качественно улучшить речеповеденческие стратегии и тактики ее участников. Объектом исследования выступил процесс приобретения умений и навыков самовыражения в учебной дискуссии. Предмет исследования определяется как набор специально разработанных дискуссионных тем и организованного подготовительного этапа, которые способствуют реализации индивидуально-личностных качеств обучаемых. Это достигается сочетанием учебной деятельности с исследовательскими методами. При этом ориентировочные и исполнительные действия могут иметь характер как репродуктивных, так и продуктивных, а контрольно-оценочные действия приобретают форму прогнозирующей самооценки на этапе подготовки задания, не по его завершении. Цель исследования — разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить методику подготовительного этапа для дискуссионных форм работы на семинарских и практических занятиях со студентами, учитывая их индивидуальные способности и возможности. Гипотеза строится на утверждении о том, что учебная мотивация и успеваемость по дисциплине может повыситься, если преподавателю удастся предусмотреть набор дискуссионных тем и заданий в виде специально отобранных по содержанию и методически организованных и согласованных. Новизна исследования видится в том, что теоретически обосновывается и практически доказывается эффективность разработанной методики подготовки и проведения личностно-ориентированной учебной дискуссии.

Ключевые слова: учебная дискуссия, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, познавательные мотивы, социальные мотивы, эмоции, успеваемость.

Литература:

  1. Батищева Е.А., Лебедев А.Т., Капустина Е.И., Грицай Д.И., Капустин И.В. Дискуссии в учебном процессе вуза // Научно-методические аспекты повышения эффективности современного образования. — Саврополь: Агрус, 2015. – С. 15-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25305391
  2. Бочкарёва Т.В. Учебная дискуссия — эффективный метод развития навыков общения на иностранном языке студентов гуманитарных факультетов // Инновационная наука. – 2015. — № 11-2. — С. 157-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24919840
  3. Жабина Е.Ю. Русское коммуникативное поведение как отражение национального менталитета (сравнение некоторых черт русского и французского речевого поведения) // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. — № 4-3 (16). – С. 181-183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25950554
  4. Исупова С.М., Юй Х. Компаративные конструкции как отражение основных принципов речевого поведения личности в «Денискины рассказы» Виктора Драгунского // Actual Scientific Research. – Астрахань: Олимп, 2018. – С. 43-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35404131
  5. Карпенко Л.К. Дискуссия как метод активизации учебной работы в академической группе // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. — С. 110-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36505060
  6. Карплюк П.Н., Карплюк Л.В. Проблемы использования интерактивных технологий обучения в вузе (на примере учебной дискуссии) // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2015. – С. 213-214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24838376
  7. Китунина Н.Н., Крайнова А.С., Ефимчик С.М. Дискуссия как прием управления учебной деятельностью // Известия российской военно-медицинской академии. – 2017. – Т. 36, № 2. – С. 53-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35450163
  8. Куличенко Ю.Н. Учебная дискуссия как способ развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. – 2018. — № 2. – С. 58-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36776304
  9. Михайлова А.А. Учебная дискуссия как средство формирования профессиональной компетентности // Использование принципов цифрового обучения при реализации проектной деятельности в образовательном процессе как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. – Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2019. – С. 90-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42546232
  10. Морозова С.А. Учебный дискурс и учебная дискуссия на занятиях по юридическим дисциплинам // Двадцать первые Петровские чтения. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2020. – С. 417-422. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42527950
  11. Новоселова О.В. Роль категории коммуникативной справедливости в формировании комфортно-психологического пространства учебной дискуссии // Проблемы теории и методики профессионального лингвистического образования. – Казань: Познание, 2018. – С. 26-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36625668
  12. Поздеева С. И. Учебная дискуссия в начальной школе как форма развития коммуникативных универсальных учебных действий // Человек и образование. – 2019. — № 1 (58). – С. 81-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35404131
  13. Поздеева С.И., Гуренкова Е.Г. Новые формы учебной дискуссии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Инновации в дошкольном и начальном образовании. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2015. – С. 199-203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23226490
  14. Скокова Л.В., Павлуцкая Н.М. Роль учебных дискуссий и проблемы их использования при обучении физике в вузе // European Social Science Journal. – 2015. — № 6. – С. 309-314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24346313
  15. Тихвинская Н.Б. Диалоговый аспект анализа литературного произведения в школе с элементами учебной дискуссии филологические науки // Вопросы теории и практики. – 2015. — № 10-1 (52). – С. 168-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24155646
  16. Ушакова А.П. Учебная дискуссия на занятиях по иностранному языку (русскому) в военном вузе // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42387909
  17. Филонова Ю.А. Круглый стол как разновидность учебной дискуссии // Литература в школе. – 2016. — № 6. — С. 34-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25729364
  18. Chen G., Lo C.K., Hu L. Sustaining online academic discussions: Identifying the characteristics of messages that receive responses // Computers and Education. – 2020. — Vol. 156. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103938
  19. Davidsen J., Ryberg T., Bernhard J. “Everything comes together”: Students’ collaborative development of a professional dialogic practice in architecture and design education. // Thinking Skills and Creativity. – 2020. — Vol. 37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100678
  20. Harbin M.B. Collaborative Note-Taking: A Tool for Creating a More Inclusive // College Classroom. College Teaching. – 2020.  Vol. 68, Issue 4. — P. 214-220. DOI: https://doi.org/10.1080/87567555.2020.1786664
  21. Li X., Xie F., Li X. Development, application, and evaluation of a problem-based learning method in clinical laboratory education // Clinica Chimica Acta. – 2020. — Vol. 510. — P. 681-684. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cca.2020.08.037
  22. Millanzi W.C., Kibusi S.M. Exploring the effect of problem-based facilitatory teaching approach on metacognition in nursing education: A quasi-experimental study of nurse students in Tanzania // Nursing Open. – 2020. — Vol. 7, Issue 5. — P. 1431-1445. DOI: https://doi.org/10.1002/nop2.514
  23. Sierra J. The importance of simulation in teaching and learning economics: The students’ perspective // Innovations in Education and Teaching International. — 2020. — Vol. 57, Issue 5. — P. 521-531. DOI: https://doi.org/10.1080/14703297.2019.1647268
  24. Topka L.V. Speech Behaviour Analysis in Terms of Holism // Russian linguistic bulletin. – 2020. — №3 (23). — P. 102-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43945086
  25. Wallace B., Knudson D., Gheidi N. Incorporating problem-based learning with direct instruction improves student learning in undergraduate biomechanics // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. – 2020. — Vol. 27. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100258

Библиографическая ссылка:

Антонова Т.В. Дискуссия как средство формирования мотивационной сферы студентов вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.234-249. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.20