ISSN 2409-7616

Абаева Ф.Б.

РОЛЬ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.25

Абаева Фатима Борисовна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8834-1875, E-mail: abaevafb@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли технологии контекстного обучения в условиях цифровой образовательной среды, построенной на основе постепенного насыщения учебно-воспитательного процесса элементами практико-ориентированной профессиональной деятельности. Для успешного взаимодействия участников образовательного процесса автор предлагает организацию учебно-познавательной деятельности на основе технологии контекстного обучения. Основная идея контекстного обучения заключается в максимальной интеграции теории, практики и производства, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, творческой деятельности обучающихся. Автор статьи характеризует учебно-воспитательную деятельность студентов, осуществляемую на основе дистанционного обучения с использованием контекстного обучения, как одну из эффективных способов совершенствования цифровой образовательной среды, в котором постепенно моделируются предметное и социальное составляющие профессиональной деятельности. Реализация контекстного обучения способствует максимальному сближению содержания и процесса учебно-познавательной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. Тем самым совершенствуются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Как показала практика, сегодня существует объективная необходимость в регулярном использовании цифровых технологий. Поэтому весь педагогический коллектив должен быть готовым к формированию цифровой образовательной среды в любом образовательном учреждении. На основе научно-педагогического анализа различных подходов к данной проблеме было выявлено, что контекстное обучение является одним из тех технологий реализации цифровых образовательных ресурсов, которые ориентированы на профессиональную подготовку студентов и реализуются посредством системного использования профессионального контекста, а также постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Ключевые слова: контекстное обучение, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, электронные образовательные ресурсы.

Литература:

  1. Албегова Д.У. Контекстное обучение как инновационная парадигма высшего образования  // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 4 (60). — С. 562-575. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26237230
  2. Болдина М.А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 9 (31). — С. 237-243. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17562608
  3. Бородина Н.А., Подгорская С.В. Цифровизация образования – проблемы реализации нацпроектов // Вестник Донского государственного аграрного университета. — 2019. — № 4-2 (34). — С. 50-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42494487
  4. Бузыкова Ю.С. Цифровая образовательная среда в Российской Федерации: существование и проблематика коммуникаций // Ученые заметки ТОГУ. — 2019. — Т. 10, № 2. — С. 457-463. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41484619
  5. Везиров Т.Г., Рашидова З.Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 1 (80). — С. 178-180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42507510
  6. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. — 2015. —  № 4. — С. 2-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23376038
  7. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2019. — № 4 (32). — С. 232-245. URL: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41658056
  8. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. — 2018. — Т. 6,  № 12. — С. 67-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36541874
  9. Жукова Г.С. Концептуальные основы дистанционного обучения по направлениям социального образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 7-1 (70). — С. 6-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15176651
  10. Калашников В.Г. Контекстный анализ как инструмент образовательной технологии // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2013. — Т. 9, № 5-2. — С. 56-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20629456
  11. Корнеенко Т.Н. Основные тенденции образовательной системы вуза в цифровую эпоху // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2019. — Т. 16,  № 4. — С. 39-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41722652
  12. Крашенинникова Л.В. Цифровые образовательные ресурсы: понятие и виды // Интерактивное образование. 2018. № 5. С. 9-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41670747
  13. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-3. — С. 169-172 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32636541
  14. Мирошниченко С.Л. К вопросу о реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» //  Электронные библиотеки. 2020. Т. 23. № 1-2. С. 93-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43827096
  15. Мылова И.Б. О реализации национального проекта «Цифровая образовательная среда» // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2020. — № 1 (47). — С. 33-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43873291
  16. Огнев А.С. Теория и практика контекстного образования // Педагогика. — 2019. — № 9. — С. 117-124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41105194
  17. Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. — 2020. — №78. — С. 229-244. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42471926
  18. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. — 2019. — Т. 7,  № 2 (27). — С. 5. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-5
  19. Пономарева М.Н. Цифровая образовательная среда профессиональнойобразовательной организации: направления развития // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — Т. 21, № 1. — С. 59-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37359093
  20. Пучков Н.П., Попов А.И., Тормасин С.И. Интеграция компетенций в условиях цифровизации образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. — 2020. — № 1 (17). — С. 36-43.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42717256

Библиографическая ссылка:

Абаева Ф.Б. Роль контекстного обучения в условиях цифровой образовательной среды // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.291-298. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.25