ISSN 2409-7616

Шилкина А.Т., Филиппова И.В.

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.08

Шилкина Альвина Тариеловна —кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия. E-mail: alvina_2007@list.ru, SPIN-код: 3616-0871

Филиппова Ирина Викторовна —кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия, E-mail: Irinafilippova82@mail.ru, SPIN-код: 9048-0850

Аннотация.Состояние современного российского общества характеризуется как переходное, направленное на системные изменения, преобразования, которые закономерно выдвигают необходимость обновления российской системы образования. Генезис отечественного образования свидетельствует о многократных изменениях и реформах, в различной степени и по разным аспектам, меняющим его содержательность, направ­ленность и структуру. В настоящее время разворачивается многогранный процесс формирования нового видения в развитии российского образования, которое позволило бы сохранить положительные аспекты классического образования и обеспечить ему конкурентоспособность как главного тренда создания единого образовательного пространства. В ответ на вызовы мирового социально-экономического развития, в России в 2008 г. была разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года», где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модерниза­ции системы российского образования. Данная концепция имела продолжение и обновлена в 2011г. «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», затем более поздними документами, такими как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Программа развития образования до 2020 года» (2012), а также  Распоряжение Правительства РФ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2014), получившее название «дорожной карты». Целью исследования явилась идентификация современных тенденций и основных направлений развития данной области. Среди направлений модернизации, влияющих на эффективность развития научно-образовательной среды университета и качество образования, можно, прежде всего, выделить стандартизацию образовательной деятельности, цифровую трансформация образования и формирование, и внедрение системы менеджмента качества.

Ключевые слова: модернизация образования, качество образования, цифровизация образования, стандартизация образовательной деятельности,  компетентностный подход, система менеджмента качества.

Литература:

  1. Аникина Н. В. Современные технологии обеспечения качества образования в национальном исследовательском университете / Н. В. Аникина, Л. И. Ефремова //  Интеграция образования. – 2014. – Т. 18. – № 1 (74). – С. 6-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21760467
  2. Белоцерковский А. В. Образование, качество и цифровая трансформация / А. В. Белоцерковский, Н. Е. Сердитова // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 4. – С. 9-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42749232
  3. Белоцерковский А. В. Система менеджмента качества как  инструмент совершенствования деятельности университета /   А. В. Белоцерковский, Л. В. Кожитов, И.А.Каплунов // Инновации. – 2014. – № 6 (188). – С. 55–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23102089
  4. Васильева Е. В. Развитие образования как фактор повышения качества жизни / Е. В. Васильева, Е. А. Горбашко, И. Г. Головцова // Стандарты и качество. – 2017. –  № 3. – С. 58–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28790419
  5. Ватолкина Н. Ш. Влияние технологических средств электронного обучения на качество высшего образования / Н. Ш. Ватолкина, Е. А. Горбашко // Primo aspectu. –  2020. – № 2 (42). – С. 50-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42990358
  6. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее: монография / под общ. ред. Р. М. Нижегородцева и С. Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42333080
  7. Гагаринская Г. П. Компетентностный подход: пути реализации: монография / Г. П. Гагаринская, В. П. Гарькин, Е. Н. Живицкая, и др. – Самара: Изд–во «Универс групп», 2008. – 258 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20050027
  8. Глухова Т. В. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования / Т. В. Глухова, Л. И. Ефремова // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – Т. 10. – № 3 (39). С. 28–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41287944
  9. Горбашко Е. А. Качество высшего образования: терминологические коллизии и их последствия / Е. А. Горбашко //  Стандарты и качество. – 2018. –  № 6. – С. 90–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35001272
  10. Горбашко Е. А. Обеспечение качества образования в устойчивом развитии экономики / Е. А. Горбашко //  Эффективные системы менеджмента — гарантии устойчивого развития. – 2016. – Т. 1. – № 5. – С. 7-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30347628
  11. Грэй П. Профессиональные стандарты в подготовке кадров современного рынка труда / П. Грей, Е. А. Горбашко, Е. В. Васильева // Стандарты и качество. – 2016. – № 7. – С. 80–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26498057
  12. Корнева Е. Ю. Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов / Е. Ю. Корнева, М. А. Измайлова, В. И. Маколов и др. // Интеграция образования. – 2020. – № 3 (100). – С. 377-395. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43980526
  13. Майкова С. Э. Моделирование организационной структуры управления объединенным университетом / С. Э. Майкова, Д. В. Окунев, Е. В. Солдатова и др. // Интеграция образования. – 2017. – № 3 (88). – С.  421-440. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=30031191
  14. Маколов В. И. Реализация положений европейских стандартов и рекомендаций по обеспечению качества (ESG) в рамках международных совместных образовательных программ / В. И. Маколов, В. И. Заботкина // Юрист Вуза. – 2017. – № 4. – С. 10–18. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=32402885
  15. Максимцев И. А. Обеспечение качества высшего образования в россии: исторические аспекты и перспективы развития. Часть 1 / И. А. Максимцев, Л. С. Измайлова, Е. А. Горбашко  // Стандарты и качество. – 2020. – № 10. – С. 98–101. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=43992619
  16. Муравьева А. А. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? / Н. М. Аксенова, Н. Ш. Ватолкина, А. А. Муравьева // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – Т. 23. – № 3. – С. 119–129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39137469
  17. Неретина Е. А. Образование в контексте концепции устойчивого развития / Е. А. Неретина, Н. Д. Гуськова, Т. А. Салимова // Научно-технические ведомости СПбГТУ. – 2015. – № 1. – С. 161-173.
  18. Резник С. Д. Управление изменениями социальной устойчивости студентов высших учебных заведений России: результаты социологического исследования / С. Д.
    Резник, М. В. Черниковская, Е. В. Носова // Журнал социологических исследований. – 2020. – Т. 5. – № 2. – С. 37–46. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42864101
  19. Салимова Т. А. О конкурентоспособности предприятия и проектном подходе в высшем образовании / Т. А. Салимова // Стандарты и качество. – 2020.  – № 6.– С. 94–96. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42923365
  20. Салимова Т. А. Стандартизация и устойчивое развитие вуза: точки соприкосновения / Т. А. Салимова // Стандарты и качество. – 2016.  – № 10.– С. 37-39. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26732923
  21. Управление изменениями в высшей школе: монография / под общ. ред. С. Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 388 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32698724
  22. Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 / А. Фурсенко, А. Волков, Д. Ливанов // Инновационное образование и экономика. – 2017. – № 12 (1). – С. 8–15.
  23. Фурсенко А. Принципиально важно рассматривать образование и как инструмент инновационного развития, и как социальный институт: материалы к выступлению министра А. Фурсенко в государственной думе Российской Федерации 2 июня 2010 года / А. А. Фурсенко // Вестник образования. – 2010. – № 14. – С. 4–17.
  24. Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования / Ю. В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 469. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695297
  25. Guskova N. D. The role of organizational culture in the management of higher education  / N. D. Guskova, A.V. Erastova // Espacios. – 2019. – Vol. 40. – № 41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43208733
  26. Vdovin S. M. The quality of education as a primary concern of the sustainable development // S. M. Vdovin, N. D. Guskova, I. N. Krakovskaya, Y. Y. Slushkina // European Research Studies Journal. – 2016. – Vol. 19. – № 3B. – P. 239–257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27577187

Библиографическая ссылка:

Шилкина А.Т., Филиппова И.В. Современные направления модернизации российского образования и способы повышения его качества // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.80-89. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.08