ISSN 2409-7616

Мардахаев Л.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.26

Мардахаев Лев Владимирович —доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, SPIN-код: 6449-0103, ORCID ID: 0000-0002-9654-9246, E-mail: mantissa-m@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена раскрытию сущности и содержания педагогической культуры социального педагога. Исследование строилось на основе личностно-деятельностного, компетентностного и системного подходов. Представлены сведения об истоках развития термина «педагогическая культура». Раскрываются понимание терминов «культура», «профессиональная культура», «педагогическая культура», «основы педагогической культуры». Выделены и охарактеризованы основные компоненты (личностного, мировоззренческого и эмоционального уровнях) внутренней и (личностного, поведенческого и практико-технологического и внешнего отношениях уровнях) внешней составляющие педагогической культуры педагога, социального педагога. Во внутренней составляющей выделана и охарактеризована духовно-нравственная (деонтологическая) основа педагогической культуры педагога. Охарактеризованы особенности проявления компонентов внешней сторона социально-педагогической культуры социального педагога через индивидуальный стиль педагогической деятельности. На основе анализа деятельности педагога, социального педагога в различных ситуациях профессиональной деятельности выделены и охарактеризованы наиболее типичные формы проявлений внешней педагогической культуры естественная, повседневная; показная, или демонстрационная; ситуативная. Полученные материалы позволили выделить  качественные характеристики проявления педагогической культуры социального педагога: общая культура; деонтологическая (духовно-нравственная) основа долга; педагогическое мастерство и опыт его реализации; индивидуальный стиль профессиональной деятельности Это позволило выделить и охарактеризовать типичные уровни проявления педагогической культуры социального педагога. Выделены и охарактеризованы проявления педагогической культуры, обусловленные деформационным фактором личности. Обращено внимание на необходимость, при оценке уровня проявления педагогической культуры педагога, социального педагога, выделения базовой основы личности, отличной от деонтологии (нравственности), которые определяют ее деструктивность (авторитарно-поведенческая и вульгарно-бесконтрольная; дуалистически ситуативно-поведенческая; обусловленная разочарованием в своей профессии, а также «карьерным кризисом»). Представленные материалы дают возможность осмысления направленности в подготовке педагогов, социальных педагогов, а также их аттестации в процессе профессиональной деятельности по профессиональному назначению.

Ключевые слова: мастерство; профессиональное мастерство; педагогическое мастерство; педагогическая техника; педагогическая подготовленность; социальный педагог.

Литература:

  1. Актуальные вопросы педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – 150 с. ISBN 978-5-00159-292-1
  2. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические техноло­гии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 248 с.  ISBN 5-93134-097-1
  3. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: науч. поиски, войсковой опыт, практ. рекомендации, взгляд в будущее / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. – М.: Воениздат, 1985. – 159 с.
  4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключе­вые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с. ISBN 5-89714-013-8
  5. Егорычев А.М., Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / Т.К. Ростовская, А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, др.; под общ. ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35216662
  6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава­теля: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 208 с.   ISBN 5-7695-0901-5
  7. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / А.С. Калабалин; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2017. – 236 с.
  8. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сб. / С.А. Калаба­лин; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юстиция, 2017. – 532 с.
  9. Калабалина Г. К. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Г.К. Калабалина; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2018. – 312 с.
  10. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразова­ния педагога: пособие / под ред. Ю.М. Забродина. – М: Всеросс. научн.-практ. центр профориент. и психолог. поддержки населения, 1994. – 342 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35248270
  11. Кондаков А.М., Сергеев, И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу // Педагогика. — 2020. — № 6. — С. 5-23. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43105198
  12. Корепанова М.В., Гончарова, О.В., Лавринец, И.А. Основы педаго­гического мастерства: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образова­ния / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 240 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20108540
  13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. / А.С. Мака­ренко. – М.: Педагогика, 1988–1986.
  14. Мардахаев Л.В. Педагогическая культура преподавателя / Л.В. Мардахаев. – СПб.: СПбВВИУС, 1993. – 104 с.
  15. Мардахаев Л.В. Педагогическое мастерство социального педагога, его сущность и содержание // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 2 (24). — С. 58-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167302
  16. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с. ISBN 5-09-012005-6
  17. Кожевников А. Ю., Линдберг Т. Б. Мудрость великих педагогов. – М.: Абрис, 2017. – 256 с. ISBN: 978-5-00111-215-0
  18. Образование и педагогика: современные тренды: монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 124 с.  DOI: 10.31483/a-176  ISBN 978-5-907313-45-3.
  19. Ростовская Т.К. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: колл. моногр. / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, и др.; под ред. А.М. Егорычева.  М.: Изд-во РГСУ, 2019. – С. 152-188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  20. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. – 326 с.
  21. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / С.Д. Якушева. – 5-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 56 с. ISBN 978-5-7695-9246-1

Библиографическая ссылка:

Мардахаев Л.В. Педагогическая культура социального педагога, ее сущность и содержание // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.300-313. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.26