ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Кувакина Е.С.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.22

Егорычев Александр Михайлович —доктор философских наук, профессор, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, SPIN-код: 2557-4037, ORCID ID 0000-0002-7497-4508, E-mail: chelovekcap@mail.ru

Кувакина Елена Сергеевна —преподаватель, ГБПОУ г. Москвы «Колледж Архитектуры и строительства №7», Москва, Россия, SPIN-код: 8225-0670, E-mail: lena_kuvakina@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается содержание экспериментального исследования, касающегося вопроса необходимости формирования и развития гражданской и патриотической позиции у выпускников отечественных вузов. Проведен сопоставительный анализ искомых понятий «гражданственность» и «патриотизм», также раскрыта сущность и содержание понятия «гражданская позиция». Актуализирована проблема патриотического воспитания молодежи в современных условиях развития российской системы образования, в частности в системе профессионального обучения высшей школы.  Выявлены наиболее благоприятные факторы и условия, оказывающие влияние на развитие гражданской позиции у выпускников российских вузов (воспитательная социокультурная среда вуза, наполненная смыслами и ценностями русской (российской) культуры; содержание всех учебных курсов основной образовательной программы вуза, которое содержит и выражает доминирующие мотивационно-смысловые компоненты, имеющие направленность, как на профессиональное развитие будущего специалиста, так и на развитие его гражданско-патриотических чувств и самосознания; полная интеграция процесса профессионального обучения с воспитательным процессом вуза, образуя единое социальное воспитательно-образовательное пространство). Обозначенные факторы позволяют максимально усиливать процесс воздействия на сознание и мировоззрение студенческой молодежи в изначально заданном направлении, касающегося формирования и развития у них гражданской и патриотической позиции.

Ключевые слова: гражданская позиция, выпускники вузов, гражданственность, патриотизм, воспитание.

Литература:

  1. Андриенко О.А., Безенкова, Т.А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2019. -Т. 8. — № 3(28). – С. 39-41 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41122227
  2. Андресюк A.M. Формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Иркутск: ИИПКРО, 2011. — 201 с.
  3. Беленцов С.И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины XIX начала XX веков: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01. – Курск, 2007. — 41с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15859205
  4. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / Т.К. Ростовская, Л.В. Мардахаев, др. / под общ. ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35216662
  5. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. — 2016. — № 1 (5). — С. 38-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26139697
  6. Егорычев А.М. Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке // Вестник московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2018. -№6 (814). – С. 61-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38499969
  7. Запорожец Л.Н. Основные подходы к патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях // Академик. — 2018. — № 2. — С. 20-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36461234
  8. Институциональные практики патриотического воспитания в системе высшего образования: состояние, проблемы и перспективы: коллективная монография / Ю.Г. Волков (отв. ред.) и [др.]. — Ростов-на-Дону — Майкоп: Участок оперативной полиграфии АГУ, 2018. — 204 с.
  9. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  10. Клименко П.В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: специальность ВАК: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / П.В. Клименко. – Краснодар: КГУ, 2020. – 215 с.
  11. Кузьмин А.М., Домбровская М.Г. Становление готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков в системе внутришкольного повышения квалификации // Сибирский педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 45-52 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37166178
  12. Кулемина Л.Б. Размышления о патриотическом воспитании // Образование и право. — 2020. — № 1. – С. 17-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42633829
  13. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. — 2006. — № 8. – С. 70-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17323564
  14. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  15. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с. ISBN 5-305-00062-9, 5-305-00064-5
  16. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. — М.: Мир и образование, 2015. – 1376 с. ISBN 978-5-94666-759-3
  17. Платон. Сочинения: В 3 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева. — М., 1968. — Т. 1. — 126 с.
  18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа. 2004. – 512 с. ISBN 5-06-004502-1
  19. Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М., Добродомов Р.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания // ЦИТИСЭ. – 2018. — № 1 (14). — С. 14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35217407
  20. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4 (17). — С. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36709992
  21. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. — 2010. — № 6 (18). — С. 126-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24192425

Библиографическая ссылка: 

Егорычев А.М., Кувакина Е.С. Сущность, содержание и необходимость формирования гражданской позиции у выпускников отечественных вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.253-264. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.22