ISSN 2409-7616

Дружиловская О.В.

НЕЙРОНАУКИ КАК ИСТОЧНИК СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.27

Дружиловская Ольга Викторовна —кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО МПГУ «Институт Детства», Москва, Россия, E-mail: nat1499@rambler.ru 

Аннотация. В статье рассматривается значение изучения нейронаук в системе педагогического образования и становление нового направления педагогического образования нейропедагогики. Изучение нейронаук в педагогике расширяет и повышает компетентностные характеристики студентов педагогических вузов в исследовательской, диагностической работе с детьми. Рассмотрены теоретические понятия и положения неиронаук.  Определена роль и место нейропедагогики в содержании профессиональной подготовки будущих учителей. Актуализирована проблема получения студентами нейронаучного знания, которое поможет обеспечить будущих специалистов профессионально-ориентированным уровнем навыков в работе с детьми. Выявлены наиболее благоприятные факторы и условия изучения закономерностей образовательного процесса с учетом нейроонтогенетических преобразований применительно к возрастным этапам овладения системой знаний, для ее консолидации в механизмах памяти.  Разработано содержание, цель и задачи авторского курса «Нейронауки в системе педагогического образования», созданного на основе интеграции нейронаучных дисциплин и педагогики.

Ключевые слова: нейронауки, нейропедагогика, педагогический опыт, профессиональные компетенции, экспериментальная работа.

Литература:

  1. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. / В.М.Бехтерев. — СПб.: К.Л.Риккер, 1905. – 43с.
  2. Борисова А.И., Степанов В.Г. Особенности изобразительной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозга // Вестник МГГУ им.М.А. Шолохова, серия «Педагогика и психология». — 2015. — № 2. — C. 93-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23788687
  3. Дружиловская О.В. Научно историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. — С.11-16. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11762666
  4. Максакова В.И. Педагогическая антропология. -М.: «Академия», 2001. — С. 3-5. ISBN 5-7695-0744-6
  5. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. — 661 с.
  6. Степанов В.Г., Леванова Е.А., Клемантович И.П.  Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний // Педагогика и психология образования. — 2016. — № 2. -C. 8-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26535219
  7. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Петроград., 1915.
  8. Ухтомский А.А. Доминанта. -М.: Наука, 1966. — 126 с.
  9. Ухтомский А.А. Избранные труды. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — 100 с.
  10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. -М.: Педагогика, 1990. -Т.5. — С.15.
  11. Харламова Т.А. Изучение особенностей развития моторики у детей младшего школьного возраста. — Ростов –на-Дону, 2018. – 52 с.
  12. Шульгина Г.И. Тренировка торможения — как один из основных факторов воспитания личности человека // Problems of psychology in the 21st century. – 2012. № 4. – С. 85 – 98.
  13. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20).  — С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135347
  14. Egorychev, A.M. Mardakhaev L.V. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment / V. Mardakhaev, D.M. Mallaev, E.Yu. Varlamova, E.A. Kostina // Science for Education Today. – 2019. – No. 2. – P. 23–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.02
  15. Wolf L., Washington E. Mapping the brain onto the mind // Chemical & engineering news. — 2013. — № 91 (16). — P. 41–43. DOI: 10.1021/cen-09116-scitech2
  16. Zhang J., Lou X., Zhang H., Zhang J. Modeling collective attention in online and flexible learning environments // Distance Education. — 2019. — Vol. 40, № 2. — P. 278-301. DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2019.1600368

Библиографическая ссылка:

Дружиловская О.В. Нейронауки как источник становления нового направления современного педагогического образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.314-321. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.27