ISSN 2409-7616

Беляков С.А., Эйрих В.Е., Степина И.О.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНДЫ МАРКЕТИНГА, ПЕРЕМЕНЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-19

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.32

Беляков Сергей Андреевич —кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления бизнес-процессами, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. E-mail: belyakovserg@mail.ru

Эйрих Вероника Евгеньевна —студент кафедры экономической безопасности, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. E-mail: eirih.verka3@mail.ru

Степина Инесса Олеговна — студент кафедры бизнес — информатики, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. E-mail: stepina.nessa@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена новым тенденциям маркетинга в ритейле, благодаря которым потребительские предпочтения в последнее время сильно изменились. В результате этого политика образования цен, распределения и общения с клиентом также претерпела существенные перемены. Опыт многих зарубежных стран, а также события, связанные с пандемией COVID-19 стали причинами резкого и основательного перехода к цифровизации экономики и использованию новейших технологий в розничной торговле. Россию эти изменения коснулись напрямую, поскольку нашей стране нужно поддерживать достойный уровень рынка, не хуже зарубежных, и предлагать российским гражданам качественную продукцию при помощи различных маркетинговых инноваций, тем самым привлекая покупателей в процесс торговли и поддерживая экономику на должном уровне. Более того, экономический спад на фоне коронавируса подтолкнул многих бизнесменов к существенным изменениям в ведении торговли, в том числе и к цифровизации многих своих сервисов, поскольку поведение российских потребителей заметно трансформировалось. Произошел внезапный переход на онлайн-торговлю, фирмам пришлось стремительно развиваться в сфере Интернет-маркетинга. Потребители всегда пытаются выбрать наиболее качественный товар по оптимальной для них цене, особенно сильная экономия проявляется сейчас, в период после сильной экономической рецессии на фоне пандемии. Это говорит о рационализации потребительских предпочтений. Также немаловажным критерием в потребительском выборе является впечатление от покупки, особенно после того, как практически все организации были закрыты на карантин, и люди лишились привычных походов по магазинам, торговым центрам. Таким образом, рационализм и покупательские эмоции заставляют человека делать выбор при покупке того или иного товара, и фирмы, которые хотят получать хорошую прибыль и продвигать свои товары и услуги в массы должны как можно скорее приспособиться к новым требованиям потребителей и условиям рынка.

Ключевые слова: визуальный мерандайзинг, экологический маркетинг, цифровизация экономики, маркетинговые инновации, онлайн-торговля, пандемия COVID-19, ритейл, потребительское поведение, омниканальность, бренд.

Литература:

  1. Авдеева Е.А., Борисова А.А. Формирование экосистемы лояльности как стратегия роста в ритейле // ЦИТИСЭ.  – 2019. – № 29(19). – С. 20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505990
  2. Антропов В.А., Морозова Е.Н. Экологический менеджмент в промышленности // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2020. – № 1. – С. 56 – 62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23293911
  3.  Ахмерова А.М. Нерациональное поведение потребителя как фактор, формирующий поведение фирмы // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 79– 83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42931515
  4. Берлинская К.А. Нейромаркетинг: как привлечь и удержать потребителя // Аллея науки. – 2017. – № 11. – С. 294 – 297. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29841571
  5. Брикота К. Ю., Насыбулина В. П., Попова Т. С., Федоров А. С. Актуальные общественные тренды и их влияние на экономику общественного поведения // Экономика устойчивого развития. — 2020.  —  № 2. — С. 39 — 43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43826097
  6.  Воронина Л. А., Шапошников А. М. Основные тенденции изменения потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса // Экономик: теория, практика. — 2020.  —  № 2. — С. 23 — 30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43172574
  7.  Гайсумов А. С., Исаев А. С., Висамбиев Б.М. Влияние угрозы новой коронавирусной инфекции на деятельность коммерческих организаций // ЦИТИСЭ.  – 2020. – № 2. – С. 317 – 325. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43167325
  8.  Депутатова Е.Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика.  – 2020.  – №4. С. 69 – 72.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42824938
  9.  Депутатова Е.Ю., Перельман М.А. Пути формирования потребительской лояльности в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. – 2019. –  №3 (104). – С. 737 – 741. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525092
  10. Ерохина Т.Б., Пархоменко Т.В. Маркетинговые и логистические коммуникации в процессе распределения продукции // Вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2019. – № 3. – С. 66 – 70. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525092
  11. Заляев Р.Р. Разработка схемы формирования инструментов повышения конкурентоспособности торгового предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 43. – С.33 – 38.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23434174
  12. Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 609 – 618. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32678877
  13.  Иванченко А.Е. Сущность понятия «Экологический менеджмент» // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2020. – № 12. – С. 125 – 129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835825
  14.  Идигова Л.М., Довлетмурзаева М.А., Рахимова Б.Х. Формирование системы экологического менеджмента – переход на инновационный путь развития предприятия // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64-2. – С. 132 – 134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43871588
  15.  Илюхин А.А., Пономарёва С.И., Илюхина С.В. Принцип рациональности в поведенческой экономике // Журнал экономической теории. – 2019. – №2. – С. 214 – 224. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39242632
  16.  Кеняйкина Е. А. Визуальный мерчандайзинг как технология маркетинговых коммуникаций, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий розничной торговли. // Научный альманах. — 2017. —  №  5-1 (31) . — С. 113 — 116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29423309
  17.  Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Анализ и совершенствование системы управления инновационной деятельностью организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т. 7. — № 3 (24). — С. 176-179. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36287714
  18. Панкина Т.В., Никишин А.Ф., Бойкова А.В. Привлечение и удержание покупателей в электронной торговле // Российское предпринимательство. – 2020. – № 3. – С. 683 – 696. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32678884
  19. Попенкова Д. К. Электронная торговля – одна из перспективных форм развития ритейла // Международный научно-исследовательский журнал International research journal. — 2016.  — № 5 (47).  — С. 147–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42605063
  20.  Соломонова В. Н., Редькина Т. М., Ат-Тал Ф. Стратегическая переориентация экономики под влиянием коронавируса // Colloquium-journal. – 2020. – № 10 (62). – С. 38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42739304
  21. Урясьева Т.И., Калугина С.А., Чеглов В.П. Дифференциация подходов к оценке удовлетворенности потребителя качеством торгового обслуживания и механизмы его поддержания // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 643 – 656. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32678880
  22. Ergashhod S. J. Genesis of the concept of the essence of innovative marketing // Theoretical and applied Sciences. — 2018.  —  № 3. — С. 113 — 119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32775441
  23.  Kuntsman A., Arenkov I.A. Method for assessing effectiveness of company digital transformation: integrated approach // IBIMA Business Review. — 2019. — Vol. 2019. — ID 334457 DOI: 10.5171/2019.334457
  24.  Przhedetskaya N. V., Kulkova E. P., Sheveleva V.V., Akopova E. S., Kaplina A. V. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and logistics of cluster // Espacios. — 2018. — Т. 39. — № 42. — 33 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38617362
  25.  Zastempowski M. Conditions for marketing and organizational innovation of small and medium-sized enterprises // European research studies journal. — 2020.  —  № 2. — С. 163 — 173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43672513

Библиографическая ссылка:

Беляков С.А., Эйрих В.Е., Степина И.О. Изменение потребительского поведения и тренды маркетинга, перемены после пандемии Covid-19 // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.363-373. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.20020.3.32