ISSN 2409-7616

Сатретдинова А.Х.

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В КОНТЕКСТЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.3.02

Сатретдинова Альфия Хамитовна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка, ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия, РИНЦ SPIN-код: 4240-3319/ ORCID: 0000-0003-3893-9497, E-mail: alfijasatretdinova@rambler.ru

Аннотация. В статье освещены проблемы билингвального образования в России. Представлен многолетний опыт обучения иностранных студентов на языках-посредниках в Астраханском государственном медицинском университете, где русский язык является одновременно предметом изучения (на начальных курсах) и средством преподавания и изучения учебных дисциплин (на старших курсах). Основной задачей билингвального обучения автор считает формирование бикультурной профессиональной компетенции студентов. По результатам проведенного анкетирования можно утверждать, что обучающиеся из стран Северной Африки владеют 3-мя и более языками, а студенты из стран Южной Африки, в основном,  – родным языком и английским или французским языками. По мнению автора, двуязычное образование направлено на интериоризацию и социализацию личности в русле гуманистического и культурологического подходов, на формирование гармоничной личности, способной эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. В процессе билингвального обучения у студентов формируются иноязычная коммуникативная компетенция и когнитивная компетенции, способности успешно участвовать в межкультурной коммуникации, а также происходит интериоризация профессиональных компетенций посредством русского языка и языка-посредника.

Ключевые слова: билингвальное образование, русский язык, язык-посредник,     интериоризация, иностранные студенты.

 

Литература:

  1. Ангел А.В., Волкова Е.А. Роль языка посредника на уроках РКИ в условиях современного вуза / А.В. Ангел, Е.А. Волкова // Преподаватель XXI век. – 2020. – № 1.– С. 159–167. DOI: 31862/2073-9613-2020-1-159-167
  2. Брыксина И.Е. Аспекты билингвального/бикультурного обучения иностранным языкам в высшей школе: Монография — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. — 279 с.
  3. Васильева Т.В., Ускова О.А. Русский язык в многоязычном мире: вопросы статуса и билингвального образования: Монография. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа: Вузовское образование, 2016. – 313 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25796900 ISBN: 978-5-8037-0674-8
  4. Зязиков М.М. Русский язык и приоритеты государственной политики Российской Федерации в языковой сфере // Вестник российской нации. – 2016. – № 4 (49). – С. 117–139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26674423
  5. Клинг В.И., Сурина Е.В. Билингвальное обучение: проблемы и перспективы // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5 (78). – С. 142–144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41286596
  6. Крылов, Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореферат дис. … д-ра пед. Наук / Э. Г. Крылов. – Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2016. – 52 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28953713
  7. Малых Л.М., Жукова А.В. Модель мультилингвального образования в полиэтническом регионе (на базе общеобразовательного учреждения): коллективная монография. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 208 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26566628 ISBN: 978-5-4312-0378-7
  8. Одишелашвили И.Р. Межкультурная коммуникация и билингвизм // Вестник Калмыцкого университета. –   – № 36(4) – С. 100–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32268598
  9. Сатретдинова А.Х. Контрастивный анализ в обучении русскому языку как иностранному // Lingua mobilis. – 2010. – Т. 21. – № 2. – С. 193–197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15122448
  10. Филимонова М.С. Модель билингвальной подготовки студентов неязыковых специальностей вуза // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1116-1120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18318804
  11. Agafonova I.A., Ivanchuk O.V. New approaches to teaching physics to medical university foreign students // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores.  -2019. — №VII. DOI: https://doi.org/10.46377/dilemas.v31i1.1153
  12. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. — 1980. -Vol. 1. — Issue1. — Pp. 1- 47. DOI: https://doi.org/10.1093/applin/I.1.1
  13. Hymes D. On Communicative Competence. — Harmondsworth: Penguin Books, 1972. — Pp. 269–
  14. Ivanchuk O.V., Zabirov R.V. Information-educational environment as means of youth extremism prevention: theoretical aspects // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores.  2019. — № DOI: https://doi.org/10.46377/dilemas.v26i1.1521
  15. Satretdinova A. A.Kh., Penskaya Z.P.  To the questions of forming phonetic skills in the process of teaching Russian to students from African countries // Revista Dilemas Contemporaneous: Educacion, Politica y Valores. — 2019. — №VII. DOI: https://doi.org/10.46377/dilemas.v30i1.1228

 

Библиографическая ссылка: 

Сатретдинова А.Х. Обучение русскому языку как иностранному в контексте билингвального образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.20-26. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.02