ISSN 2409-7616

Левченко Н.В., Яхонтова Е.В

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.07

Левченко Наталья Викторовна —кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия — РИНЦ SPIN-код: 1901-5332 / ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4591-0537, E-mail: chernova_n_v@mail.ru

Яхонтова Екатерина Витальевна —ассистент кафедры общей гигиены и экологии, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5802-7060 / ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0494-8301, E-mail: katt444@yandex.ru

Аннотация. В статье дан анализ особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, проживающих в крупном промышленном городе и селе. Представлены основные факторы (мотивы), влияющие на выбор профессии у старшеклассников. В исследовании была использована анкета «Выбор», позволяющая выявить профессиональные планы, мотивы старшеклассников, методика Дж. Голланда — для определения профессионального типа личности. Анализ выбора старшеклассников вывил большое разнообразие мотивов, которые влияют на результативность процесса профессионального самоопределения. Наряду с такими мотивами как характер работы для старшеклассников городской школы большое значение имеют психологические мотивы, такие как возможность профессионального роста, карьеры, моральное удовлетворение работой и возможность постоянного повышения квалификации. Для учащихся сельской школы важными являются факторы социально-экономического характера —  достойный уровень оплаты труда и востребованность на рынке труда. Выявлено, что ведущим профессиональным типом личности среди учащихся 9 классов сельской школы является реалистический или «мужской» тип, ориентированный на настоящее с развитыми моторными навыками и пространственным воображением. Среди учащихся 11-х классах обеих школ преобладают социальный и конвенциальный типы, отличающиеся выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах) и обладающие способностями к  структурированной деятельности, работе по инструкциям, определенным алгоритмам, с цифровой информацией. Основная причина ухода учащихся  после 9 класса – боязнь сдачи ЕГЭ. Главный аргумент получения среднего профессионального образования – это возможность приобретения  востребованной профессии в достаточно короткий срок. Однако проблема дефицита кадров необходимой квалификации в России все еще носит острый характер.

Ключевые слова: факторы, мотивы выбора профессии, профессиональное самоопределение, старшеклассники, профориентация, профессиональный тип личности.

Литература:

  1. Ачабаева Л.Х., Тетуева М.К. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. — №11 (177). – С. 489-493. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41495474
  2. Белая А.А. Проблемы выбора профессии в процессе профориентационной работы в школе // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект: материалы межрег. науч. конф. -Армянск:   Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2019. — С. 131-135. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42354480
  3. Брежнева Э.А., Муктарова А.К. Факторы, влияющие на выбор профессии у старшеклассников // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: материалы V Междунар. науч. конф. — Пенза: Наука и Просвещение, 2019. — С. 175-177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41545283
  4. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 80-86. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11750620
  5. Гаранина Ж.Г., Лашмайкина Л.И. Особенности самоопределения будущих специалистов на этапе обучения в высшей школе // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2017. — №1 (37). – С. 89-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28961965
  6. Горбик Е.Ю. Методологические подходы к формированию ценностно-смыслового компонента профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2005. — №5(2). – С. 68-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18936094
  7. Гришина И.А. Внутренние условия личностно-профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Казанский педагогический журнал. – 2015. — №4-1 (111). – С. 159-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23762555
  8. Ершова Ю. Е. Профессиональное самоопределение подростков и юношей разной направленности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2013. — №6. С. 72-76.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20383548
  9. Левченко Н.В., Яхонтова Е.В., Герусова Г.П. Проблемы интенсификации процесса обучения в гимназии. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2019. – С. 237-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42461285
  10. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. — 2014. — № 1(9). — С. 79-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22026640
  11. Мирзоходжаев М.Д. Проблемы профориентационной работы в школе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. Академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2017. — №1 (50). – С. 224-228. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28868476
  12. Мирончук Н.Н. Особенности жизненного самоопределении и формирования профессиональных намерений старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. – 2010. — №3(3). – С. 92-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16753401
  13. Морозова Н. Н., Пешехонова Е. Г. Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2014. — №1. — С. 121-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22954269
  14. Нургатина О.Н., Соломахин О.Б., Султанова Н.Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы выбора // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 260. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21471246
  15. Парамонова С.И., Закревская Е.А. Мотивационные характеристики студентов медицинского // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: материалы V Междунар. науч. конф. — Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2016. — С. 384. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32647940
  16. Ретивых М.В., Пересыпко А.Г. Профориентационные творческие проекты как средство формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению  //  Вестник Брянского государственного университета. – 2017. — №2 (32). – С.  276-281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29656453
  17. Савва Л.И., Полушкин Д.П. Особенности педагогического проектирования элективных курсов в средней общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2018. — №1. – С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32472991
  18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. — 2012. — №1 (90).- С. 56-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17252766
  19. Скачок В.Е., Буций В.Н., Петровская Л.Ю. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии  // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54904/
  20. Соколова Е.В., Егармин П.А, Герасимова М.М., Луговская Т.В, Социально-психологические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2016. — №5. – С. 282. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27181905
  21. Станкевич А. В., Горбачева С. М., Рангу Ю. Е., Негодин И. П. Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников  // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 194-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28966485
  22. Тибуа Т.Р., Чернова Н.В. Сравнительная характеристика профессиональной ориентации выпускников школы и гимназии // XVII Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. — Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2012. — С. 158-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29158651
  23. Хабаева Л.М., Абаева И.В., Сиукаева Е.Г., Супрунова Н.М. Особенности личностно-смысловой осознанности своей профессиональной идентичности старшеклассниками республики Южной Осетии // Современные проблемы науки и образования. – 2013. — №6. – С. 832. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21163267
  24. Хорева С.А., Онуфриева В.В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников // Глобальный научный потенциал. – 2018. — №7 (88). – С. 37-40. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35618199
  25. Чупина В.Б., Гавриленко Л.С., Попенко Н.В. Возможности формирования жизненных перспектив старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. — №2 (27). – С. 403-405. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38498342
  26. Шатыр Ю.А., Срослова Г.А, Улесикова И.В., Постнова М.В. Проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательной школе // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2017. — №2 (7). – С. 44-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30029209

Библиографическая ссылка: 

Левченко Н.В., Яхонтова Е.В. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях городской и сельской школы // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.75-85. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.07