ISSN 2409-7616

Каргаполова Е.В., Прозорова М.И., Давыдова Ю.А., Дьякова В.В., Каверина Н.А.

КНИГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.01

Каргаполова Екатерина Владимировна — доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия. РИНЦ SPIN-код: 3776-0757, E-mail: k474671@list.ru

Прозорова Марина Игоревна — студент факультета экономики и управления, профиль «Менеджмент », Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7423-4940, E-mail: m.prozorova879@yandex.ru

Давыдова Юлия Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2967-8794, E-mail: ylkadav@mail.ru

Дьякова Вера Валерьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки и психология», Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия, РИНЦ SPIN-код: 1656-6165, E-mail: vvdyakova@yandex.ru

Каверина Надежда Александровна — кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 9587-6653, E-mail: kaverna@list.ru

Аннотация. Актуальность исследования заключается в анализе роли книги в процессе социализации современной молодежи. Подчеркивается, что от успешности капитализации знаний, умений и навыков данной социально-демографической группы во многом зависит будущее страны. Целью данного исследования является изучение специфики процессов социализации конкретного поколения студенчества посредством анализа их отношения к книге как ценности. Материалы и методы. Содержательную основу статьи составляет анализ результатов конкретного социологического исследования методом анкетирования среди студенчества трех городов России – Москвы, Волгограда и Астрахани. Результаты и научная новизна. Авторы отмечают, что книга продолжает оставаться важнейшим институтом социализации студенчества. По результатам опроса это проявляется в высокой степени поддержки всех предложенных респондентам для осмысления афоризмов о книге и чтении. Выявлены особенности социализации конкретного поколения современной молодежи – значительное влияние клипового мышления, психологизм, эскапизм. Это зафиксировано в различной степени поддержки различных афоризмов о книге и чтении – в большей степени разделяются мнения, в которых книга представлена как кинозал, средство ухода в другие миры, способ познания себя в одиночестве. Показано противоречие между позиционированием книги как ценности и средства решения конкретных жизненных проблем у молодежи. Авторы обращают внимание на различную степень поддержки предлагаемых для осмысления афоризмов по городам: в большей степени это проявляется у студентов Астрахани, в меньшей – у студенчества Волгограда, между ними – оценки студенчества вузов Москвы. Объяснение этому лежит в особенностях социокультурного пространства конкретного города, обусловленных как исторически сложившимся менталитетом, так и современными реалиями, что оказывает определенное воздействие на процесс социализации студенчества.

Ключевые слова: социализация, книга, чтение, студенчество, вузы.

 

Литература:

  1. Багаева О.Н. Особенности интерпретации проблемы одиночества в условиях современной действительности: одиночество – «я» без «другого» или «я» против «другого»? // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2015. – № 2. – С. 48–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25007330
  2. Бирюкова Е. А. Культура речи как показатель культуры человека // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – №17. – С. 73–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25802358
  3. Вайсеро К.И. Психологические аспекты социально-культурной идентификации жителей Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2018. – №3(41). – С. 54–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36275960
  4. Детская книга как институт социализации: «Золотой ключик» к миру взрослых. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.Н.Садриева. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 288 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41757058
  5. Дулина Н.В., Каргаполова Е.В., Каргаполов С.В. Олимпиада в Сочи в оценках молодежи труда // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2015. – Т. 1. – №4. – С. 68–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25962945
  6. Дулина Н.В., Каргаполова Е.В., Фомина Е.А. Социальная справедливость и личностный ресурс субъекта труда // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции (05-07 октября 2018 г.) / ред. колл.: В.И. Моросанова, Е.А. Фомина, Т.Н. Банщикова. – Иваново: Научный мир, 2018. — С. 84–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35587025
  7. Евсеев В.О. Методология управления развитием экономических компетенций // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 3 (16). — С. 13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36663892
  8. Евсеев В.О. Деловые компьютерные игры как инструмент формирования стратегических компетенций // В сборнике: Какие кадры нужны экономике России? Материалы VII Международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения», — Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017.- С. 117-121. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32230810
  9. Каргаполова Е.В., Каргаполов С.В., Селиванова А.А., Захаренкова Л.А. Интернет пространство современного студенчества // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы VI международной научно-практической конференции. Под ред. Т.И. Рябовой. – Брянск: БГИТУ, 2019. – С. 91–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41374999
  10. Книга А.Ю. Возможности детерминации категорий «социализация» и «самореализация» в структуре изучения курса «теоретическая педагогика» // Инновационная наука. – 2016. – №6-2. – С. 223-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26240078
  11. Крайнов А. Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19, вып. 3. – С. 262–266. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39324440
  12. Марков В.Н. Книга как тест тренажер социализации // Мир психологии. – 2014. – № 4 (80). – С. 122–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22923650
  13. Минералова И.Г. Книга как явление искусства и ремесла и общение с книгой как искусство // Мировая словесность для детей и о детях. Сборник трудов конференции; ред. совет: Н.А. Дворяшина, Л.В. Долженко, И.Г. Минералова, И.А. Шишкова. – Ярославль: ООО Агентство «Литера», 2015. – С. 3–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25073316
  14. Никитин С.А. Особенности моделирования категорий «социализация» в структуре изучения курса «теоретическая педагогика» // Инновационная наука. – 2016. – № 4-2. – С. 176–178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25809451
  15. Овчар Н.А. Патриотизм и формы его проявления в оценках волгоградцев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2009. – №1(9). – С. 110–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13021848
  16. Овчар Н.А. Социальное самочувствие жителей Волгограда: динамика последнего десятилетия (по результатам социологического исследования) // Primo aspectu. – 2018. – №3(35). – С. 7–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35597958
  17. Познякова Е.В. Книга как фактор социализации школьников // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся. Сборник материалов научно-практической конференции. Под общ. ред. И.М. Ильковской. – Саратов: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», 2015. – Ч. 2. – С. 184–190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24975317
  18. Савина А.К. Социализация как социально-педагогическая категория в исследованиях ведущих зарубежных ученых // Ценности и смыслы. – 2017. – №2(48). – С. 114–130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29076692
  19. Семенов А. Н. Влияние клипового мышления на развитие речи студентов педагогического вуза // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под ред. А.И. Ахулковой. – Орел: Орловский государственный университет, 2019. – С. 281-283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40526535
  20. Смирнова Ю.А. Отрицательные и положительные стороны наличия клипового мышления у молодежи // Теоретические и практические аспекты развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. – С. 247–251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41214063
  21. Султангазина, Г.Ж., Туякова, Б.С. К вопросу развития языковой грамотности как составляющей функциональной грамотности // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2012. – №4. – С. 185–188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19049989
  22. Тищенко Е.О., Селейдарян Р.М. Книга как вектор успешной социализации учащихся // Практические и теоретические аспекты преподавания иностранных языков с опорой на профессиональную ориентацию будущих специалистов. Сборник материалов межвузовской научно-методической конференции. Ред.: Ю.Б. Нектаревская, Г.Д. Скнар, Н.Д. Агафонова, Я.С. Морозова, Е.Ю. Сорокина. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2 – С. 129–132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42789974
  23. Щеников Я.А., Шепырёва А.С. Учет особенностей феномена клипового мышления в образовательном процессе // Моделирование и ситуационное управление качеством сложных систем. Сборник докладов Научной сессии ГУАП. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019. – С. 190–194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41116419
  24. Шипицин А.И. Быть волгоградцем – трудности (само)определения региональной идентичности // Социодинамика. – 2019. – № 8. – С. 13–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39171688.
  25. Koshkin A.P., Novikov A.V. Social capital of students and faculty as a resource for improving the quality of education // Espacios. – 2018. – Т. 39. – № 23. – С. 23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35094854

 

Библиографическая ссылка: 

Каргаполова Е.В., Прозорова М.И., Давыдова Ю.А., Дьякова В.В., Каверина Н.А. Книга в процессе социализации студенчества // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.7-19. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.01