ISSN 2409-7616

Герчак Я.М., Калимулин Р.М., Колесников В.Ю.

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.05

Герчак Ярослав Михайлович — кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск Россия, E-mail: nvvku.fp@yandex.ru

Калимулин Равиль Минахметович — старший преподаватель кафедры физической подготовки, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: nvvku.fp@yandex.ru

Колесников Владимир Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент,  доцент кафедры физической подготовки, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: nvvku.fp@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости модернизации высшего физкультурного образования в стране. Отмечается, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Широкий рынок физкультурных услуг, сформировавшийся в последние десятилетия XXI века в России, требует адресной подготовки специалистов физической культуры, которая отвечала бы самым разным потребностям населения, всех категорий граждан (детей, подростков, молодежи, взрослых, пожилых), включая категорию, имеющих физические недостатки, имела бы различное целевое назначение и направление. Вместе с тем, в настоящее время существует противоречие, между современными потребностями российского человека (общества) в квалифицированных педагогических кадрах нового качества и существующей системой подготовки специалистов физической культуры, во многом, имеющую линейно ориентированную модель. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере на должном качественном уровне решать важнейшие государственные задачи оздоровления населения страны. Авторы считают, что в процессе обучения в вузе у студентов, наряду с обязательным формированием необходимых знаний, умений, навыков и компетенций, следует продолжать процесс профессиональной ориентации и мотивации к деятельности в области физической культуры, включая стремление к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. То есть, педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога.

Ключевые слова: модернизация, физическая культура и спорт, студенты, концепция, формирование, высшее профессиональное образование.

 

Литература:

  1. Андреенко Т.А., Ситникова М.И. Определение физической подготовленности студентов по нормативам комплекса ГТО // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: матер. IX Всероссийской научно-практической конф. (г. Нижневартовск, 22–23 марта 2019 г.) / Отв. ред. Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 20-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37332993
  2. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта (Теоретические проблемы социальной политики. Особенности государственного регулирования) // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 5. — С. 2-8.
  3. Бузоев А.С. Механизмы организации здоровьесберегающей образовательной среды // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — C. 42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135361
  4. Бурякин Ф.Г. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики). — М.: Русайнс, 2017. — 368 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30471338
  5. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2014. — 240 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26298402
  6. Годжиев Г.Т., Воробьева И.Н. Роль социальной функции физического воспитания студентов в обеспечении их высокого профессионализма // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 2 (19). — С. 30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506000
  7. Гурьев С.В. Педагогические аспекты формирования оздоровительной физической культуры в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. – № 2 (13). — С. 32-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38166559
  8. Егорычев А.М. Здоровье человека в его движении к совершенству: философские размышления // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 13(342). — С. 50-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22253418
  9. Жолоб С.С., Колесников В.Ю. Физическое воспитание – важнейший вид воспитательной работы с военнослужащими // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 3(16) — С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36663886
  10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
  11. Земцов П.С. Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 183-187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35652626
  12. Колесников В.Ю. Роль профессионализма и компетентности в повышении качества подготовки педагогов физической культуры // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сб. матер. региональной научно-практической конф. с международным участием. – Новосибирск: НГПУ, 2017. — С. 87-91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32781784
  13. Мардахаев Л.В. Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27237709
  14. Петрина З.И. Научно-исследовательская деятельность будущих специалистов в области физической культуры и спорта в процессе вузовской подготовки // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1 (23). 356-365. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.33
  15. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. — СПб.: ГАФК. 1996. – 284 с. П
  16. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  17. Пуляк А.В. Физическая культура в высших учебных заведениях // Гуманитарные научные исследования. — 2017. — № 6 (70). — С.9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29436158
  18. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы. — М.: Советский спорт. 2002. — С. 12-16.
  19. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография / Л.В. Мардахаев, Г.М. Кертаева, А.М. Егорычев, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. — 304 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37067261
  20. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, Т.К. Ростовская, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2017. — 232 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32162781

 

Библиографическая ссылка: 

Герчак Я.М., Калимулин Р.М., Колесников В.Ю. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.53-62. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.05