ISSN 2409-7616

Петрина З.И., Зубцова М.В., Каткова А.М., Козлов А.В.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОХВАЛЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.30

Петрина Зоя Ивановна — доцент кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский педагогический государственный университет Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8608-7690, E-mail: zoya-petrina@yandex.ru

Зубцова Маргарита Владимировна — студент института физической культуры, спорта и здоровья, профиля «Управление развитием физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций спортивной направленности», Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, E-mail: margo.zubtsova@mail.ru

Каткова Анастасия Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия. РИНЦ SPIN-код: 2497-1326, ORCID 0000-0003-1630-0115, E-mail: katkovaam@mgupp.ru

Козлов Алексей Владимирович — старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, ORCID: 0000-0001-6347-7007, E-mail: 19880588@bk.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение использования тренерами похвалы как метода мотивации в работе с юными спортсменами на этапе начальной спортивной подготовки. Отмечается, что похвала является эффективным способом педагогического воздействия, так как дети, в первую очередь, ориентируются на реакцию тренера. Основными мотивами занятия детей спортом является получение наград, возможность получить одобрение как от сверстников, та и от значимых взрослых (родителей, учителей, тренеров) и т.д. Как показал анализ научно-исследовательской литературы по теме нашего исследования описание модификаций, правил, способов выражений похвалы в спортивной деятельности не дается, что и отражает актуальность данной статьи. Цель исследования – выяснить, в каких ситуациях тренеры используют похвалу, какие способы выражения похвалы используют. Задачи исследования представлены следующими аспектами: рассмотреть современные представления специалистов об использовании похвалы в спортивной деятельности на этапе начальной спортивной подготовки; определить, в каких случаях тренеры хвалят своих подопечных; выявить, какие способы похвалы тренеры используют в учебно-тренировочном процессе. В качестве основного метода исследования нами был использован опрос в форме анкеты. В анкетировании приняли участие 42 тренера (г. Москва) по разным видам спорта (борьба, гимнастика, легкая атлетика, плавание). В результате исследования определены 5 групп похвалы, применяемые тренерами в профессиональной деятельности на начальном этапе подготовки: похвала за правильное выполнение упражнений (83,3 %); похвала за хорошее поведение (50 %), похвала за стремление исправить свои ошибки 47,6 %; похвала за старание на занятиях (35,7 %); похвала за умение преодолевать сложности (23,8 %). В результате исследования авторами сделан вывод о том, что тренеры используют ограниченные способы выражения похвалы и применяют на тренировочных занятиях, как правило, только прямую форму похвалы. Одним из путей решения данной проблемы может стать проведение различного рода обучающих мероприятий, что может стать реальной помощью тренерам в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: начальная спортивная подготовка, мотивация в спорте, одобрение, подготовка тренеров, похвала.

 

Литература:

  1. Баулина М. Волшебная сила похвалы // Здоровье школьника. – 2012. – №7. – С. 22–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25381896
  2. Бессонова И.В. Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка: дис. … канд. филол. наук / Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2003. – 180 с.
  3. Бигунова Н.А. Одобрение, похвала, комплимент и лесть как тактики реализации коммуникативных стратегий // Молодий вчений. – 2007. – С. 265–268. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28288338
  4. Бикеева А. Настольная книга школьного учителя: Испытание школой: ребенок и учитель: монография – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 319 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19888345
  5. Волынкина С.В. Речевые жанры похвалы и комплимента в бытовой сфере общения и коммуникативной среде телевизионного ТОК-ШОУ: автореф. дис. … канд. филол. наук / Красноярск: Сиб. фед. ун-т., 2009. – 230 с.
  6. Гордеева Т.О., Сычев O.A. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология образования. – 2012. – №1. – С. 33–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17309466
  7. Горецкая К.А. Русская и английская языковая личность в речевых ситуациях похвалы и лести // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2010. – С. 123–130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17919685
  8. Горяинова Н.Н. Стратегии и тактики речевого поведения с применением высказываний похвалы и одобрения: дис. … канд. филол. наук / Ставрополь: Ставроп гос. ун-т., 2010. – 194 с.
  9. Горячева Н.Н., Чернышев С.В. Формирование мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом // Технологии информационного общества. Сборник статей по материалам XIII Международной отраслевой научно-технической конференции – М.: Московский технический университет связи и информатики, 2019. – С. 360–362. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39380496
  10. Долгая Н.А., Мунгиева Н.З. Мотивация обучения детей в системе дополнительного образования // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 5. – С. 316–323. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.28
  11. Донцов В.В., Мостовая Т.Н. Структура мотивации в спортивной деятельности // Наука 2020. – 2018. – №1-2 (17). – С. 67–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35087275
  12. Дьячкова И.Г. Похвала и порицание как речевые жанры // Вестник Омского университета. – 1998. – №3. – С. 55–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24759925
  13. Егорова О.В. Эмоциональность как основа оценочного восприятия // Вестник ЧГУ. – 2007. – №1. – С. 186–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11734357
  14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: монография. – М.: Евро-пресс, 2003. – 368 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20071287
  15. Клочко Л.И., Теренко Е.А. Похвала в системе стратегий отрицательной вежливости // Современный научный вестник. – 2017. – Том 2. – №5. – С. 73–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28381381
  16. Леонтьев В.В. «Похвала», «лесть» и «комплимент» в структуре английской языковой личности: дис. … канд. филол. наук / Волгоград: Волгоградский гос. ун-т., 1999. – 206 с.
  17. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология: монография – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 576 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20091330
  18. Маслоу А. Мотивация и личность: монография. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21551518
  19. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – №10. – С. 140–144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11728376
  20. Машина Л.А Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: дис. … канд. пед. наук / М, 1999. – 179 с.
  21. Младенович М., Марьянович А., Кузикова С. Особенности мотивации юных российских футболистов разного возраста // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2012. – №2. – С. 17–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17797890
  22. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 22 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20071093
  23. Нижник Г.Н., Столярова Е.П. Мотивация спортивной деятельности в группах начальной подготовки плавания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 10 (40). – С. 256–259. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27262140
  24. Сергеенко А.Н., Сергеенко Н.И. Инновационная компетентность спортивного педагога, как фактор повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под ред. Е. С. Ванда. – Минск: БГМУ, 2018. – Ч. 2. – С. 94–97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41371073
  25. Тихомирова Е.В., Уманская И.А. Мотивы занятия спортом как психологический ресурс успешной спортивной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. – 2016. – Том 22. – №2. – С. 234–236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26622243
  26. Ярошевич Е.В. Конструкции одобрения и поощрения в стилистико-синтаксическом аспекте: На материале современного английского языка: дисс. … канд. филол. наук / М.: Моск. пед. гос. ун-т., 2003. – 199 с.

 

Библиографическая ссылка: 

Петрина З.И., Зубцова М.В., Каткова А.М., Козлов А.В. Современные представления тренеров об использовании похвалы на этапе начальной спортивной подготовки // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.326-335. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.30