ISSN 2409-7616

Кузьмина И.А., Сергеева Н.А., Серохвостова Ю.И.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.38

Кузьмина Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, Академия ФСИН России, Рязань, Россия, РИНЦ SPIN-код: 9478-2139, E-mail: ia.kuzmina@bk.ru

Сергеева Наталья Анатольевна — старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, Академия ФСИН России, Рязань, Россия, E-mail: natasha_197521@list.ru

Серохвостова Юлия Ивановна — магистрант, Академия ФСИН России, Рязань, Россия, E-mail: yi.serokhvostova@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена условиям функционирования и неравной конкуренции микропредприятий, предприятий малого и среднего бизнеса в России перед крупными ритейл-группами. На основании требований законодательной базы определения размера и уровня развития предприятий определены критерии, по которым предприятия малого бизнеса уступают крупным налогоплательщикам. Проведен ретроспективный анализ негативного влияния на различные сферы и вытеснение с рынка небольших продовольственных предприятий. Проведен анализ действующих законодательных и нормативных актов в части уравнения конкурентной среды. Опираясь на статистические данные и сложившуюся практику регионального уровня сделаны выводы о значительном снижается удельный веса малого и среднего бизнеса в сфере продажи продовольственных товаров в связи с появлением сетевых магазинов. Отмечается, что осуществление деятельности федеральных торговых сетей в пределах муниципального образования не несет никакой социальной нагрузки, что отрицательно сказывается на развитии регионов. Рассмотрены результаты нехватки законодательной базы и его последствия, на примере города Шацка Рязанской области. А так же на примере Турции описывается положительный опыт сдерживания федеральных торговых сетей и возможность конкуренции частного бизнеса. Таким образом, наряду с развитием крупных сетевых магазинов, следует уделять особое внимание и поддержку, создавать условия развития и конкуренции для предприятий малого и среднего бизнеса, что позволит обеспечить не только увеличение рабочих мест и пополнения местных бюджетов, но и обеспечит реализацию социально значимых функций в удаленных и малочисленных населенных пунктах.

Ключевые слова: конкуренция, малый бизнес, торговые сети, рынок, неравная борьба, монополия.

 

Литература:

  1. Абрамов В.Н. Проблемы стратегического управления в малом бизнесе // Вестник научных конференций. — 2016. — № 9-2 (13). — С. 7-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27295308
  2. Алиева Э. Н., Липатова Л. Н. Малый бизнес как фактор устойчивого развития региона // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2020. — № 1. — С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42620932
  3. Бабаева З. Ш., Маграмова Х. Г. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2020. — Т. 9.- № 1 (30). — С. 49-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42572183
  4. Батищев В.С., Андросова И.В., Степанова А.Р. Стратегические направления развития малого предпринимательства в России // ЦИТИСЭ. — 2019. № 3(20). — С.19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135338
  5. Валдайцев С.В. Малое инновационное предпринимательство / С.В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт. – М.: Проспект, 2011. – 536 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22325022
  6. Валишева М. А. Современная практика государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России // Бизнес и общество. — 2020. — № 1 (25). — С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42618769
  7. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С. Повышение устойчивости регионального развития на основе сглаживания территориального неравенств: монография // Старый Оскол, ТНТ, 2009. — 248 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22492722
  8. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 349 с.
  9. Гуревич В.А. Законодательное обеспечение поддержания конкуренции и ограничения монополизма за рубежом // Вестник экономики, прав и социологии. – 2007. — №3.- С. 45-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22271045
  10. Ермакова Ю. С., Горинов В. И. Проблемы оценки финансового состояния микропредприятий // Сфера услуг: инновации и качество. — 2019. — № 44. — С. 24-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42592584
  11. Загоруйко И.Ю. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса / И.Ю. Загоруйко, Э.М. Фролович // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 3(17). — С. 107-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17990764
  12. Зубайдуллина Д.В., Баргусов А.А. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в Российской Федерации // Colloquium-journal. — 2020. —  № 7-5 (59). — С. 23-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42634233
  13. Иванов Г.Г. Организация коммерческой деятельности малых и средних предприятий: учеб. пособие для магистров, обуч. по напр. «Торговое дело» / Г.Г. Иванов, Ю.К. Баженов. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 302 с.
  14. Ильин П.А. Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения // Юный ученый. — 2020. — № 4 (34). — С. 47-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42681777
  15. Кошелева Т.Н. Подходы к оценке перспектив развития малого предпринимательства // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2016. — № 2 (28). — С. 23-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26416692
  16. Лазарова Л.Б., Кибизова Д.А., Дауева З.А. Развитие малого предпринимательства в современной России // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 11 (112). — С. 638-641. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42633380
  17. Магомедова У. М. Малый и средний бизнес: особенности функционирования на современном этапе // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 9 (43). — С. 559-561. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42556989
  18. Молев Д.А. Состояние малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе // Наука, образование и культура. — 2020. — № 3 (47). — С. 24-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42631796
  19. Митяков С. Н., Ширяев М. В. Модель взаимодействия малого и крупного бизнеса при создании инновационного продукта // Развитие и безопасность. — 2019. — № 4. — С. 68-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574318
  20. Морозова Т.В. Льготы для малого и среднего бизнеса в российской и международной практике учета: учеб. пособие. – М.: Экономика, 2016. – 317 с.
  21. Петров Д. В., Хорольская Т. Е. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 28 (2). — С. 215-219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42614062
  22. Предпринимательство и малые фирмы / Под ред. П.К. Власова. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. – 444 с.
  23. Тихомирова А. Властелин торговли // Прямые инвестиции. — 2011. — № 2(106). – С. 60-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15567216
  24. Шепеленко Г. И., Чернышева Ю. Г. Малый бизнес: факторы успеха // Учет и статистика. — 2019. — № 4 (56). — С. 90-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42595813
  25. Шилкина А.Т., Карпушкин В.В. Проблемы устойчивого развития малого бизнеса в России и Европе // ЦИТИСЭ. — 2017. — № 3(12). — С.1-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30797559
  26. Шилкина А.Т. Управление качеством и конкурентоспособность предприятий малого бизнеса // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. – № 1 (33). – С. 181-188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23563292

 

Библиографическая ссылка: 

Кузьмина И.А., Сергеева Н.А., Серохвостова Ю.И. Особенности развития малого бизнеса на государственном и региональном уровне в условиях неравной конкуренции // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.419-433. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.38