ISSN 2409-7616

Булатников А.Н., Зарецкий В.В.

СЕМЕЙНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ: ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.2.42

Булатников Александр Николаевич — доцент кафедры наркологии, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Московский научно-практический центр наркологии, Москва, Россия, E-mail: 3502875@mail.ru

Зарецкий Владимир Валентинович — член правления, Ассоциация детских психиатров и психологов, Москва, Россия, SPIN-код 4874-7910, E-mail: zarezky@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме — совершенствованию реабилитационной помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим психоактивными веществами (наркотиком, алкоголем и другими средствами, вызывающими зависимость). В контексте современных представлений о семье, рассматриваются технологии воздействия на этапе семейной реабилитации в соответствии с фазной динамикой семьи несовершеннолетнего, злоупотребляющего психоактивными веществами. Выявлены задачи семейной реабилитации: диагностика био-психо-социального статуса каждого члена семьи; индивидуальная коррекция био-психо-социального статуса каждого  члена семьи; терапевтическая интеграция семьи с созданием реабилитационной среды; диагностика био-психо-социального статуса семьи и ближайшего социального окружения; коррекция взаимоотношений и коммуникативных связей в семье и в ближайшем социальном окружении; реинтеграция семьи в реальный макросоциум; био-психо-социальная поддержка семьи в постреабилитационном периоде. Перечисленные задачи напрямую связаны с этапами психолого-педагогической семейной реабилитации: первый этап — индивидуальная работа с каждым членом семьи; второй этап — работа при участии семьи и значимых других лиц; третий этап — работа с семьей в период реинтеграции в макросоциум; четвертый этап — работа с семьей в постреабилитационном периоде. Рассмотренный процесс саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека, эффективнее осуществляется на основе биоуправления с приемами введения БОС, обеспечивающей дополнительный сенсорный контроль над физиологическими процессами с выработкой навыков ассоциативного регулирования. Показана возможность регулирования сердечного ритма, АД, сосудистого тонуса, температуры кожи, моторных реакций желудочно-кишечного тракта, нервных процессов. Представленный материал проведенного исследования, посвящен индивидуальным психолого-педагогическим коррекционным воздействиям на несовершеннолетнего в процессе семейной реабилитации.

Ключевые слова: семейная реабилитация, этапы реабилитации, зависимость от психоактивных веществ, аддиктивное поведение, созависимость.

 

Литература:

  1. Булатников А.Н. Проблемы семейной реабилитации в сфере наркологии // Успехи теоретической и клинической медицины: матер. научных исследований Российской медицинской академии последипломного образования. — М.: РМАПО, 2008. – С. 113-116.
  2. Булатников А.Н. Функциональные компоненты реабилитационной деятельности при коррекции аддиктивного поведения у несовершеннолетних // Профилактика зависимостей. — 2015. — №3. – С. 92-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25373188
  3. Булатников А.Н. Основные проблемы психолого-педагогической коррекции в процессе реабилитации детей и подростков // Профилактика зависимостей. — 2015. — №4. – С. 77-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25066050
  4. Валентик Ю.В., Иовчук Н.М., Дифференциация программ реабилитации в различных возрастных группах несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами: методическое пособие. – М.: Изд-во ООО «Русь», 2003. – 162 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34940775
  5. Васильева О.М., Ханбекова Н.В., Киселева С.Е., Никитина Л.К. Структура оказания многопрофильной помощи детям с аддиктивным поведением // Достижения науки и образования. — 2019. — №1(42). – С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36873724
  6. Гусева О.И., Макушкин Е.В., Клименко, Т.В., Александрова Н.А. Системные проблемы комплексной профилактики аддиктивного и девиантного поведения среди детей и подростков, реализуемой в субъектах российской федерации в рамках национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. // Российский психиатрический журнал. — № 6. – С. 4-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30796530
  7. Гусова А.Д., Дубова Е.В., Ряшина В.В. Изучение и профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у современных подростков в ходе разработки культурно-образовательных проектов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. — № 3. – С. 75-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36272116
  8. Егорычев А.М., Ткаченко А.В., Зарецкий В.В. Культура и образование: вектор развития в современном мире // Образование личности. — 2018. — №4. — С. 37-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36997692
  9. Зарецкий В.В. Семья как субъект антинаркотической деятельности в образовательной среде // Профилактика зависимостей. — 2015. — № 4(4). — С. 81-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25066051
  10. Зарецкий В.В. Организация системной наркопрофилактики в образовательной среде // Профилактика зависимостей. — 2017. — № 3 (11). — С. 275-296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30095372
  11. Канарейкина Т.А., Селиверстова Е.Н. Особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа // Наука и образование: новое время. 2018. Том 1. — № 2(18). – С. 91-99.
  12. Лопатина Я.В. Проблемы и перспективы профилактической и реабилитационной работы с наркозависимыми // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2012. — № 6 (106). — С. 98-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18023701
  13. Лопатина Я.В. Социально-педагогические технологии работы с наркозависимыми подростками // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2012. — № 7 (107). — С. 58-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18736705
  14. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. – М., 2016. – 120 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27237709
  15. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. — — № 1. — С. 16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614641
  16. Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних: монография. – М.: Изд-во «Проспект», 2016. — 129 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32474953
  17. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Наркозависимость молодых людей: особенности социальной реабилитации // Социальная политика и социология. — 2017. — Т. 16. — № 3(122). — С. 171-179. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=29934048
  18. Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: феноменология, диагностика, психологическая помощь: монография. — Армавир: РИО АГПУ, 2019. – 187 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41454512
  19. Шимановская Я.В. Жизнедеятельность семьи в сельском социуме: социально-педагогический потенциал // ЦИТИСЭ. — — № 3(16). — С. 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36663882

 

Библиографическая ссылка: 

Булатников А.Н., Зарецкий В.В.  Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами: этап индивидуальных психолого-педагогических коррекционных воздействий // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.486-501. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.42